На протяжении всей жизни человек вступает в отношения, которые регламентируются различными отраслями права — семейным, трудовым, гражданским, административным, уголовным и др. Но все эти отношения имеют и налоговый аспект. Поэтому возникают проблемы взаимодействия налогового законодательства с другими отраслями права. Причем налоговое право в этом взаимодействии всегда занимает подчиненное, вторичное положение.
В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль, так же как и бюджетное, страховое и банковское. Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение. О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Хотя, некоторые ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. [1]
Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов. Несмотря на то, что в российской системе права финансовое право относится к некодифицированным отраслям, поскольку отсутствует единый системообразующий нормативный акт, действующее финансовое законодательство позволяет говорить о сформировавшихся группах общих правовых норм, непосредственно влияющих и на налоговые отношения. [2]
Находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права. Прежде всего, связано с конституционным правом, которое содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли. В ст.57 Конституции РФ закреплены основополагающие принципы, всеобщность и законность; ее нормы предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Таким образом, охранительная функция защищает интересы всех налогоплательщиков и служит гарантией от чрезмерных имущественных притязаний государства. [3]Конституционное право занимает главенствующее положение в правовой науке и влияет на налоговое право посредством установления общеправовых принципов Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость. Нормы Конституции и правоприменительная деятельность Конституционного Суда РФ послужили в начале 90-х гг. основой реформирования налогового законодательства. [4]
Налоговое и административное право, будучи публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний. Взаимосвязь данных отраслей отображается в административно-процессуальных формах налогового контроля и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц. Правовое регулирование налоговых отношений осуществляют органы исполнительной власти. Но административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач, а налоговое предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права. [5]
Существуют два вида налоговой ответственности:
– административная налоговая ответственность (установлена НК РФ, КоАП РФ);
– уголовная налоговая ответственность (установлена УК РФ).
Сталкиваясь с наложением штрафов, субъект ответственности должен знать свои права и те обстоятельства, при которых он, совершив нарушение, не может быть подвергнут наказанию.
Практика показывает, что налогоплательщики не всегда обращают внимание на некоторые существенные аспекты, такие как: давность административных взысканий, полномочия проверяющих органов, процедура наложения санкций, возможность совмещения составов правонарушений, содержащихся в разных статьях, и т. д. [6]
Необходимо знать, на кого могут быть наложены административные налоговые наказания. По кругу лиц различаются три вида субъектов налоговой ответственности:
– непосредственно плательщик, юридическое или физическое лицо;
– должностное лицо организации-плательщика;
– налоговые агенты, эксперты, свидетели, переводчики, банки и др.
Причем все указанные лица могут одновременно понести ответственность за одно и то же правонарушение. Привлечение должностных лиц к административной ответственности не исключает привлечения и организаций к ответственности, установленной НК РФ.
Основными составами административных налоговых правонарушений являются:
– нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ;
– нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ;
– нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ;
– нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда сведений об открытии и о закрытии счета в банке влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.
Нарушение сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.
Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение штрафа на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц государственных органов и нотариусов — от 5 до 10 МРОТ.
Грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. При этом под грубым нарушением правил ведения учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %. [7]
Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права, частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим является предмет регулирования — имущественные отношения. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права. Налоговое законодательство по своей правовой природе не призвано осуществлять функции по регулированию хозяйственно-финансовой деятельности субъектов предпринимательства. Это исключительная прерогатива норм гражданского права. Гражданское право использует диспозитивный метод, а налоговое право — императивный. В определении понятия «налог» Налоговый кодекс использует термины, установленные Гражданским кодексом, такие как право собственности, право хозяйственного ведения и оперативного управления. Налоговый кодекс ставит ряд правовых норм в прямую зависимость от вида гражданско-правового договора, которым стороны оформляют совершаемые хозяйственные операции. В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания Гражданского кодекса регулируются гражданским законодательством. Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Налоговые имущественные отношения существенно отличаются от имущественных гражданских. На примере денег, в гражданских правоотношениях они проявляют свою сущность в качестве средства платежа и предназначены для удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданского права. В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку служат объектом правового регулирования. [8]
Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.
Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае, необходимо выяснить — какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые. Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения — в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.
Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе, в гражданском судопроизводстве, в способах обеспечения исполнения налоговой обязанности. Подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части государственных или муниципальных бюджетов. [9]
Взаимосвязь налогового права с гражданско-процессуальным и административно-процессуальным правом выражается в том, что гражданский процесс обеспечивает принудительное осуществление нарушенных или оспоренных прав юридических и физических лиц. Гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право определяет пути защиты прав, формы привлечения к ответственности, а также действенность норм налогового права в спорной ситуации. [10]
С переходом таможенного администрирования на международные нормы и стандарты основной акцент переносится на проведение контроля на этап после выпуска товаров. В этих условиях использование информации, имеющейся в распоряжении других государственных органов, способствует системности и непрерывности контроля, что должно помогать решению задачи максимального пополнения бюджетов всех уровней. Взаимодействие налогового права с таможенным выражается в части взимания налогов и сборов, таких как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные платежи. [11]
Налоговое право проявляет взаимосвязь с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права. Уголовно-правоприменительная практика базируется на нормах налогового законодательства, что обеспечивает правильную квалификацию преступлений в сфере налогообложения. [12]
Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем, налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.
Литература:
- Захаров А. С. Налоговое право ЕС: актуальные проблемы функционирования единой системы. М.: Волтерс Клувер, 2010.
- Налоговое право России/ Под ред. Ю. А. Крохиной.М.: Норма, 2014.
- Чепурнова Н. М., Загулина Т. Н. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской Федерации. М.: Юнити-Дана: Закон и порядок, 2011.
- Шепенко Р. А. Налоговое право: конституционные нормы. М.: Статут, 2016.
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. В 2т./ Под ред. Ю. Ф. Кваши.12-еизд., перераб.и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014.
- Майбуров И. А.. Соколовская А. М. Теория налогообложения. М.: Юнити-Дана, 2012.
- Налоги и налогообложение/Под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой М.: Издательство Юрайт, 2014.
- Рябов А. А. Влияние гражданского права на налоговые отношения (доктрина, толкование, практика) М.:Норма: Инфра-М, 2014.
- Налоги и налоговое право: Учебно-метод. пособ./Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2013.
- Пепеляев С. Важная веха в развитии налогового права// Финансы — 2012-№ 12
- Российский ежегодник налогового (международного налогового) права.2010.2012 № 2–4
- Березин М. Ю. Региональные и местные налоги: првовые проблемы и экономические ориентиры.М.: Волтерс Клувер, 2016.