Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 2497 раз

Библиографическое описание:

Болдырева, Н. Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н. Г. Болдырева, В. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34941/ (дата обращения: 19.12.2024).



Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс осуществляется нами постоянно, начиная с младшего возраста:

  1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
  2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике, моделирования игровых ситуаций.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

При организации обучения детей ПДД мы учитываем специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

поддержание адекватного эмоционального фона.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Мы не выделяем эту работу в самостоятельный раздел, а она входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру — дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

В своей работе мы основываемся на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.).

Основное содержание нашей работы строится по специально разработанным направлениям «ребенок на улице», «здоровье ребенка», «ребенок и другие люди», «ребенок и природа», «здоровье ребенка».

Обучение детей правилам дорожного движения осуществляется согласно перспективного плана, в котором содержатся игровые ситуации, которые позволяют нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия: оформлен уголок по правилам дорожного движения, куда вошли:

Макет микрорайона. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, также на макете проводим игры такие как:

«Наша улица» цель — расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

«Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Хорошим подспорьем в проведении игровых ситуаций является фланелеграф, он служит для моделирования ситуаций на дороге.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используем: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

Разные картинки, кубики, мозаики;

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

Дорожные знаки.

Чтобы разнообразить работу по этой теме, применяем инновационные методы. Так в группе появились новые игры — алгоритмические, которые проводятся на макете.

В своей работе с детьми используем также мнемотаблицы. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Например, Мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» — используем для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбраны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).

Мнемотаблицу: «Дорожные знаки» — используем для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения используем настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми на группе составлены картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

Игровые занятия-ситуации мы проводим во II половине дня. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход, светофор, светофор для пешеходов, светофор для машин). Проигрываем ситуации: «Сломался светофор для пешеходов, как перейти дорогу», «Нет светофора для пешеходов, что делать», «Как перейти улицу без светофора» и т. д.

Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Литература:

  1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. — М.: Педагогическое общество России. 2005.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер. 2006.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии — СПб: Союз 2004.
  4. Авдеева Н. Н. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб: Детство-пресс 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, ситуация, игра, навык, пешеход, правило, работа, светофор.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Задать вопрос