Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Значимую роль в жизни ребенка занимают дошкольные образовательные учреждения. Ведь перед ними стоит задача подготовить детей к школе. А показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ОНР III уровня встречается примерно у 1 %, а среди детей школьного возраста у 0,6–0,2 % [3].
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи, изучение развития у них лексико-грамматических средств речи занимает особое место в современной логопедии [2]. Поэтому особо актуальными являются разработки методик для развития и коррекции лексико- грамматического строя речи.
На сегодняшний день достаточно полно представлено изучение особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевых высказываний приобщем недоразвитии речи.
Изучением данной проблемой занимались такие ученые, как: Жукова Н.С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. и многие другие. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. составили программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. выпустили учебно- методическое пособие «Преодоление недоразвития речи у детей» [3]. Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. разработали методическое пособие «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». Методическое пособие может быть использовано логопедами дошкольных учреждений, воспитателями речевых групп, родителями детей, имеющих тяжелое нарушение речи [4].
К сожалению, проблема исследования словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрыта недостаточно, что и стало причиной нашего исследования.
Цель исследования — выявить особенности словаря признаков у дошкольников с ОНР III уровня.
Исследование было проведено в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении — «Детский сад № 378» г. Казани. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 5 детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. В контрольную группу (КГ) вошли 5 детей старшей группы без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5 лет.
Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики у детей» Е. Ф. Архиповой [1]. Задания в данной методике включают в себя наиболее значимые части речи и позволяют выявить уровень сформированности словаря признаков у детей дошкольного возраста. Все пробы, предъявляемые детям, были отобраны нами с учётом лексического материала, которым должны владеть дети данного возраста при нормальном речевом развитии. Обследование словаря признаков проводилось индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.
Были предложены следующие задания:
- Исследование пассивного словаря признаков;
- Исследование активного словаря признаков;
- Исследование семантической структуры слова и лексической системности: группировка слов; подбор синонимов к словам; подбор антонимов к словам;дополнение последнего слова в предложении;
- Исследование словообразования: образованиеотносительныхприлагательных;образованиекачественныхприлагательных; образованиепритяжательныхприлагательных; образованиеуменьшительно-ласкательныхприлагательных.
Для количественной и качественной оценки выполнения заданий мы использовали систему баллов, предложенную в работе Архиповой Е. Ф.
Результаты обследования представлены в виде диаграмм:
Рис.1 Результаты исследования экспериментальной группы
Рис. 2. Результаты исследования контрольной группы
Проанализировав полученные данные в ходе исследования, мы выявили следующее показатели.
Развитие пассивного словаря признаков детей экспериментальной группы у пятерых детей (100 %) находится на высоком уровне. То есть задания при исследовании пассивного словаря выполняются легко и быстро, и в некоторых случаях соответствуют условной норме. Дети же контрольной группы справились с заданиями без затруднений и все набрали максимальные баллы.
На основании представленных результатов состояния активного словаря можно сказать, что активный словарь признаков находится у четверых детей (80 %) на среднем и одного ребенка (20 %) на низком уровне развития.
При обследовании активного словаря дети не всегда правильно называют прилагательных, т. е. заменяют их. Они не могут дифференцировать признаков величины, высоты, ширины, толщины. У учащихся контрольной группы таких трудностей не возникало.
При исследовании семантической структуры слова ни один ребенок экспериментальной группы не показал высокого результата. У троих детей (60 %) был выявлен средний уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего. У детей возникали большие трудности при группировке семантически близких прилагательных. Они допускали ошибки при выборе лишнего слова. При группировке семантически близких слов дети контрольной группы, в основном, показали высокие уровни. В отличие от детей экспериментальной группы они допусти меньше ошибок.
У детей экспериментальной группы также наблюдаются затруднения при подборе антонимов и синонимов. У троих детей был выявлен низкий уровень при подборе синонимов. При подборе синонимов дети использовали родственные слова, противоположные по значению слова. При подборе антонимов также в полном объеме задание из экспериментальной группы не выполнил никто, а дети контрольной группы испытывали трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.
Дети экспериментальной группы испытывали трудности также в процессе образования новых слов. Выявлялись трудности в образовании притяжательных, относительных и качественных прилагательных прилагательных. У троих детей (60 %) был выявлен низкий уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего.
Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно сделать следующие выводы:
1) При обследовании словаря признаков установлено, что активный словарь детей недостаточно сформирован.
2) Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря.
3) Дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
4) Не могут подобрать синонимы.
5) Затрудняются при подборе слова с противоположным значением.
6) При обследовании словообразования прилагательных дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий.
В результате нашего исследования было выявлено, что у детей с общим недоразвитием III уровня развитие активного словаря ниже возрастной нормы.
Для активного словаря признаков детей дошкольного возраста с ОНР III уровня характерно преобладание существительных, глаголов и недостаточность слов показывающих качества предметов и явлений. Также у них наблюдаются трудности в подборе синонимов и антонимов к словам.
Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря признаков у детей данной категории должна протекать с учетом особенностей лексического запаса и психического развития ребенка.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина / Логопед. 2004. № 1. С. 40.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общегонедоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 238 с.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.