Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [6, с. 53].
В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных организациях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие «благо». В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии «ценность» — смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.
Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т. д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании [3, с. 124–125].
В процессе нравственного воспитания у младшего школьника на когнитивном уровне формируется определенная система знаний, объединяющая элементарные представления о символах государства, об институтах гражданского общества, о правах и обязанностях гражданина России, о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов [4, с. 251].
Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются превращениям, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.
Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.
Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически-деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.
Нравственность младшего школьника — это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.
Важнейшим средством воспитания ценностных качеств является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Воспитание ценностных качеств включает:
‒ формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
‒ ознакомление с моральными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
‒ превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
‒ формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого ребенка, особенностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки [1, с. 214–220].
Чтобы ребенок совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей младшего школьника есть процесс усвоения и переработки моральных ценностей в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно способность к свободному нравственному выбору составляет функцию этических воспитательных дел.
Таким образом, воспитание духовно-нравственных качеств личности наиболее успешно осуществляется в ходе внеклассной воспитательной работы, где мы ставили задачи:
‒ воспитывать в школьниках чувство самоуважения через добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям;
‒ воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям;
‒ повышать авторитет своей школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики и города;
‒ формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами в соответствии со статусом учащегося школы, жителя Республики Северная Осетия — Алания.
Содержание работы по направлению «Моя школа» включало в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.
Работа по направлению «Мой город» включала разделы: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
Школьники изучали историю своей малой родины, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно–промышленную деятельность республики, природу, экологические проблемы. Знакомились с интересными людьми, среди которых герои войны, труда, люди искусства и т. п. Изучали народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.
Содержание материала: Россия — наша Родина, Осетия — наша малая Родина, включало: изучение символов государства, культурные особенности народов, населяющих страну; ознакомление с образцами народного искусства, природным разнообразием, основами экологической культуры и др.
В разделе мероприятий «Наша Родина в живописи, песнях и стихах», школьники выполняли различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т. п.
Большую помощь в поиске информации оказывали родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, «Славный город Владикавказ и его жители», «Один день из жизни моей семьи», «Из истории родного края», «Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы», «Детство, опаленное войной». Дети совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и городских акциях, таких как «Посылка солдату», «Помощь зоопарку города», «Ветеран живет рядом».
Реализация указанных мероприятий воспитывают чувства патриотизма у младших школьников, уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. У детей формируются стремления к коммуникабельности, самовыражению, самореализации. Развивается у школьников интерес к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России. Вырабатывается уважительное отношение к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре. Появляется интерес к познанию, творчеству, инициативности. Все это обеспечивает воспитание таких духовно-нравственных качеств как честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, ответственность и требовательность к себе.
Духовно-нравственные качества младшего школьника развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение школьников не только общественно значимы, но и основаны на общих для детей ценностях, т. е. значимы для всего класса и для каждого воспитанника. Следовательно, обязательным педагогическим условием является целенаправленное и последовательное наращивание ценностного позитивного социального опыта школьников, нейтрализующего и вытесняющего отрицательные компоненты субкультуры класса.
Логика формирования ценностных качеств включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и актуализация конкретных ценностей в совместной деятельности.
Мы установили, что специфика воспитания ценностных качеств младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.
Благоприятными для развития ценностных качеств детей младшего школьного возраста являются следующие условия:
‒ добровольность участия, активность и самостоятельность детей,
‒ привлекательность содержания деятельности, творчество;
‒ взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.
В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого сделаны выводы:
‒ формирование ценностных качеств младших школьников осуществляется наиболее эффективно, если используются современные подходы к формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;
‒ имеет место интегрированный подход к организации внеклассной воспитательной работы;
‒ формирование ценностных качеств осуществляется в ходе работы по всем направлениям внеклассной воспитательной деятельности.
Таким образом, основу воспитательного процесса составляет деятельность как внешнего, так и внутреннего характера. Именно в различных видах воспитательной деятельности формируются и проявляются в той или иной мере духовно-нравственные ценности, и на их основе происходит становление и развитие человеческой личности как таковой.
Литература:
- Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Юрайт, 2012. — 314с.
- Педагогика: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования /П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус: под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624с.
- Практикум по курсу «Педагогика»: Сб. семинарских занятий / Под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2003. — 4016с.
- Течиева В. З. Нравственно-гуманистическое воспитание личности в условиях поликультурной среды Вектор науки Тольяттинского государственного университета, серия Педагогика и Психология, г. Тольятти, 2013г., С.251–253.
- Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. — Б., 2003. -415с.