Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздействия на его сознания неведомого. Наука оказала существенное влияние на понимание значения и структуры мифа. То, что раньше раскрывалось с помощью мифических сцен и персонажей обрело, благодаря науке, рациональное объяснение.
Ключевые слова: миф, социальный миф, глобализация
Развитие науки в современном мире достигло больших высот, например, изучение космических объектов, то о чем древний человек и не догадывался, раскрывает многие тайны мироздания. Однако, потребность в мифе так же остра, как и раньше. Как пишет С. Московичи: «…достаточно мимолетного взгляда на публикации, выходящие огромными тиражами, чтобы удивиться, как много людей в нашем обществе доверяют гороскопу, обращаются к целителям или лечатся чудодейственными снадобьями. Мы наблюдаем, с какой интенсивностью практикуется магия во многих кругах, вплоть до университетских» [3].
Остается неясной причина потребности современного общества в мифе. Особенно актуально это относительно социальных мифов, которые обнаруживают себя во многих сферах человеческого бытия.
В современной культуре и в современной науке слово «миф» является общеупотребительным и популярным. Им пользуются политики, философы, психологи и литературоведы, тем не менее, этот термин является загадочным и таинственным. При обращении к разным авторам, энциклопедиям, источникам мы обнаружим, что понимание мифа в них не тождественно.
В своём первоначальном значении миф — это реальное событие, сакральное по своей природе, служащее примером для подражания. В работе
«Аспекты мифа» Мирча Элиаде определяет миф как одну из весьма сложных реальностей культуры, которую можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Миф — это рассказ о некоем творении, в котором сообщается, каким образом что-либо произошло, Миф ведет нас к истокам всего существующего в мире. Миф предъявляет людям образцы поведения в значимых жизненных ситуациях.
А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» говорит о том, что миф — «наиболее яркая и самая подлинная действительность». Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, подлинная и максимально конкретная реальность, в которой нет ничего лишнего, случайного, произвольного. Автор указывает на то, что миф может быть выдумкой, фантазией, только если мы говорим не о самом мифическом сознании, а о субъективном отношении к нему. Если мы хотим вскрыть сам миф, существо мифического сознания, а не отношение к нему, то миф представляется всегда как реальность, конкретность, жизненность. Миф содержит в себе строжайшую структуру и является логически, т. е. прежде всего диалектически необходимой категорией сознания и бытия [2].
Миф это не объяснение явлений, а выражение веры, переживаемой как действительность. В культуре миф выполняет важнейшую функцию, он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила.
Очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, миф, сводит их к человеческим представлениям. На этой основе становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. Мифология часто используется в 20 и 21 в. как усилитель ценностей, обычно за счет их явного преувеличения и фетишизации.
Если раньше миф рассматривался в основном как донаучная форма объяснения окружающей действительности, в том числе социального мира, то к началу XX века на основе многочисленных исследований воззрения на миф качественно изменились. Миф в современном понимании — «это не только донаучная форма объяснения мира, но и мировоззренческое основание (или побуждение) для социальных действий людей в заданном направлении, выражающее определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы» [4].
Мы живем в эпоху глобализации мира. Средств массовой коммуникации создают инфраструктуру для глобального распространения информации, как рационального, так и мифологического характера. Глобальное распространение массовой культуры свидетельствует о том, что ее продукты, имеющие некоторые свойства мифа, имеют гораздо больший потенциал для воздействия на массы, чем общественно значимая информация, достоверно отражающая действительности. Процессы глобализации создают условия, в которых миф оказывается способным играть существенно иную роль в общественной жизни.
В чем же заключается эта новая роль? С какими последствиями для человека и общества столкнемся мы в результате всех этих изменений? Вот вопросы, на которые еще предстоит найти удовлетворительные ответы.
Литература:
- Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.-С.96–273
- Лосев А. Ф. «Диалектика мифа» Философское наследие. Том 130 М. изд. «Мысль» 2001. С.84–96
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //Психологический журнал. Том 16. — 1995, № 1- С. 5–23.
- Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество — М Изд-во НОР-МА — ИНФРА, 2002 с. 145–361.
- Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: Академический проект, 2010- С. 15–53.