Бизнес-процесс — это определенная очередность операций, которая требует конкретного входа и, соответственно, конкретного выхода, при этом используя некоторые ресурсы, а также предназначается для осуществления деятельности либо обслуживания внешних и внутренних клиентов.
Бизнес-процесс можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Общее представление бизнес-процесса
Представление о бизнес-процессах приобрело свою известность в связи с переходом к процессно-ориентированной компании и к системно-ориентированному менеджменту в организации. В настоящее время не существует как таковой общепризнанной типологии бизнес-процессов. По этой причине в одно и тоже время применяется большое количество разных определений.
На предприятии имеются процессы разных типов, которые имеют все шансы находиться в зависимости друг от друга, но в это же время они отличаются согласно многочисленным параметрам. Данные параметры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры процессов на предприятии
Параметры |
Описание параметра |
Вид деятельности |
Производственные процессы или оказания услуг. Результатом производственного процесса является материальный продукт (например, станки), оказания услуг — нематериальный (например, информация). |
Вид выполнения |
Оперативные, т. е. выполняемые процессы, такие как обработка, расчет, или диспозитивные процессы, как планирование, управление. |
Создание стоимости |
Прямые, изменяющие объект (монтировать), или косвенные процессы создания стоимости, подготовительные, или поддерживающие процессы (проверять, транспортировать). |
Комплексность |
Макропроцессы или микропроцессы. Макропроцессы описывают общие процессы на предприятиях (производство легковых автомобилей). Микропроцессы — их составные части (производство кузова). |
Коммерческий успех |
Ключевые, управленческие и поддерживающие процессы. Ключевые процессы являются специфическими для компании и имеют особое значение для достижения общей цели компании. |
Бизнес-процессы зачастую включают в себя комбинацию ключевых, управленческих и поддерживающих процессов (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь бизнес-процессов предприятия
Ключевые процессы соединяют задачи и работу с целью исполнения конкретных условий клиента с использованием основных производственных полномочий.
Для них необходимо:
‒ обработать и выполнить заказ;
‒ разработать и спроектировать дизайн продукта;
‒ заняться производством и монтажом.
Управленческие процессы включают в себя проблемы и действия, которые нацелены на долговременное формирование фирмы и на то, чтобы реализовать ее цели.
Для них необходимо:
‒ правильно составить план стратегического развития фирмы;
‒ обратить внимание на план долгосрочного и среднесрочного планирования;
‒ заняться развитием персонала;
‒ следить за планом инвестиционного планирования;
‒ мотивировать персонал.
Поддерживающие процессы включают нужные задачи и деятельность с целью укрепления основных действий, однако, никак не приближающим к прямому значению цели клиента, например:
‒ ведение базы по обработки данных;
‒ слежение за техническим обслуживанием;
‒ налаживание административных процессов.
Развитие и структуризация подразумевает анализ не только квалификации, но и подсчет уровня процесса (Таблица 2).
Таблица 2
Уровни бизнес-процессов
Уровни процессов |
Пример |
Процессы 1 уровня Цепочка предприятий |
Организация внешних процессов, например, цепочка производственной кооперации. Пример: процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети |
Процессы 2 уровня Предприятие |
Организация прохождения заказана предприятии. Пример: процесс закупок на предприятии |
Процессы 3 уровня Структурное подразделение |
Организация прохождения заказа в структурном подразделении. Пример: разработка заказа в отделе закупок |
Процессы 4 уровня Рабочая система |
Организация прохождения заказа в отдельной рабочей системе. Пример: согласование сроков поставки заказа сотрудником N. |
С целью отображения движения с высококачественно-численных, объемно-координационных и технически-научных точек зрения применяются свойства (характеристики), какие установлены стандартом ENISO9001:2000. Характеристики процесса — сведения с целью обозначения результативности и производительности, к примеру, расходы, период исполнения, достоверность.
Литература:
- Теоретическое обоснование маркетинговой деятельности предприятия.Стеньгина А. Р., Валиуллова Р. И., Карцева Н. С.Экономика и социум. 2016. № 2 (21). С. 884–888.
- Подход к оценке инновационных проектов.Шапагатов С. Р., Перевезенцева Е. Д., Карцева Н. С.Экономика и социум. 2016. № 2 (21). С. 1036–1039.
- Определение конкурентных преимуществ товарных рынковКарцева Н. С., Анисимова Ю. А. В сборнике: Актуальные проблемы интеграции экономических интересов России и Украины. Международная заочная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Ответственная за выпуск Ю. А. Анисимова. 2014. С. 273–278.
- http://www.up-pro.ru/encyclopedia/biznes-process.html