Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Н. А. Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму / Н. А. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34994/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме этнического статуса украинского этноса в полиэтничном Крыму. Рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование этнического статуса украинской этнической общности, которая, в силу исторических традиций и процессов этнической консолидации, является действенной частью единого крымского регионального сообщества.

Ключевые слова: Крым, этнический статус, региональная идентичность, межнациональная брачность

Интеграция Крыма в социокультурное и этнополитическое пространство РСФСР актуализировала проблему этнических статусов доминирующих этнических общностей: русских, украинцев и крымских татар. Сегодня эти три контактирующие этнические группы составляют 90,6 % населения полуострова и от их взаимоотношений, во многом, зависит его этнополитическая стабильность. Поэтому дискуссия о статусах этнических групп Крыма, не может оставаться только в рамках научного дискурса, неизменно переходя в политическую плоскость.

Напомним, что понятие «этнический статус» означает место индивида или группы в системе межэтнических отношений и определяется целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры [9]. Именно сочетание указанных факторов позволяет отнести ту или иную этническую общность к категории коренных народов, титульных народов или национальных меньшинств.

Сегодня в Крыму, традиционно ориентированном на русскую культуру, крымские татары делают акцент на своей исторической исключительности и уникальности, требуя признания коренным народом. В то же время в соседней Украине, которая не может смириться с потерей региона, постоянно появляются «исследования», авторы которых утверждают, что «украинцы являются коренным народом Крыма, а все остальные жители составляют этнические меньшинства или группы» [3].

Изучение историографии данной темы позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних двух десятков лет, увидело свет весьма значительное количество работ, посвященных вопросам этнической истории и этносоциогенеза крымско-татарской этнической общности Крыма. Однако количество подобных исследований, относительно славянских общностей полуострова, особенно украинской, не столь велико [1,8]. Именно этим и обусловлен выбор темы данной статьи.

Согласно данным переписей населения второй половины ХХ века украинский этнос стабильно занимал второе, по численности, место среди основных этносов Крыма после русского. Кроме того, он являлся и самым динамично растущим (Таблица 1).

Таблица 1

Годы

1959

1970

1979

1989

2001

2014

Численн.

тыс. чел.

168 788

382 788

547 336

625 919

576 647

344 515

Основным источником пополнения украинского этноса Крыма являлась организованная миграция на полуостров. Первая послевоенная волна мигрантов-украинцев переместила 3023 семей. В 1950 году было переселено 987 семей, в 1951–1182 семьи, в 1952 году — 1426 семьи. В 1954 году было переселено еще 1654 семей, в 1956 году — 5 262, в 1957 г. — 6 101, в 1958 г. — 4 783 [9]. Отметим, что прирост украинского этноса был самым высоким среди всех этносов Крыма. По данным переписи 1959 года он составил 73 %, а к 1970 году численность украинцев возросла на 213 тыс. чел., или на 79 %.

В рамках изучаемого нами периода основным источником пополнения украинского этноса Крыма являлись центральные и южные области УССР. Однако с 1957 году началось массовое перемещение в Крым выходцев из Волынской, Ровненской, Драгобычской, Станиславской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой областей.

Уровень урбанизации украинского этноса Крыма являлся средним и составлял 52,6 %, что практически соответствовало общереспубликанскому уровню урбанизации — 53, 0 %. Однако, если в рамках УССР, отмечен стабильный прирост украинцев среди городского населения, то в Крыму, напротив, имела место противоположная тенденция. Так, если в 1939 году удельный вес городского населения среди украинцев области составлял 54,4 %, то к 1959 он сократился до 53,7 %. В то же время, произошел рост украинского этноса в структуре сельского населения — с 13 % до 29 %.

Несмотря на некоторые изменения, система расселения украинцев в определенной мере, сохранила черты довоенной. Максимальную долю в этнической структуре полуострова украинцы составляли в северных степных районах полуострова: Раздольненском, Первомайском (40 %) и Красноперекопском (50 %). Уменьшаясь по направлению к югу и юго-востоку, она достигала своих наименьших показателей в Феодосийском горсовете и Керчи.

Переселенцы из УССР селились на полуострове как компактно, так и дисперсно, в степных и предгорных районах. Попадая в более многочисленную русскоязычную среду, они начинали активно интегрировались в русскоязычное культурное пространство. Интересным является тот факт, что даже передача Крыма Украине в 1954 году не оказала существенного влияние на языковую компетенцию доминирующих этносов.

К 1979 году удельный вес лиц, считающий родным языком украинский, сократился с 53,7 % до 52, 7 %. Кроме того, 58,7 % горожан-украинцев, назвали родным языком русский [4, с. 4]. В настоящее время количество людей, говорящих в быту на украинском языке является весьма незначительным. Так по данным переписи 2014 года 80 % украинцев Крыма назвали родным русский язык [4, с. 34].

Сегодня сложно определить культурные границы между украинцами и русскими Крыма, которые в языковом, конфессиональном и демографическом отношении являются единым сообществом. Отсутствие принципиальных культурных различий между русскими и украинцами в Крыму, формирует мобильную идентичность этих двух этногрупп, «перетекание» русских в украинцев и наоборот [2, с.13]. Именно этим объясняется резкое сокращение украинского этноса в Крыму, зафиксированное переписью 2014 года.

Близость языка и культуры, а так же способ расселения славянских этносов, способствовали интенсификации процессов этнической консолидации, формирующих гомогенное, в этническом отношении, сообщество. Кроме того, процессам этнической консолидации русских и украинцев Крыма, в немалой степени, способствовал рост межнациональной брачности. Как известно, данные процессы идут более интенсивными темпами в среде родственных этнических единиц, относящихся к одной метаэтнолингвистической общности. Полинациональные браки ломают прежний этнический быт, по крайней мере, одного из супругов, ведут к взаимопроникновению языка и культуры.

В национально-смешанных семьях нередко один из супругов переходит на другой язык, иногда бытует два языка. Воздействие национально-смешанных браков особенно сильно сказывается во втором поколении. Крым традиционно демонстрировал весьма высокие показатели межнациональной брачности. В 1970 году, в сельской местности Крыма количество полинациональных браков составляло 30 %, а в городской 32 % [6, с.11–12]. К 1979 году в смешанных семьях проживало уже 34,4 % крымчан.

Таким образом, благодаря описанным выше процессам, в Крыму на основе исторически сложившейся славянской общности, сформировалось региональное сообщество, целостность и своеобразие которого носили социокультурный характер. Сегодня процветание полуострова зависит от целостности и гармоничного развития этого регионального сообщества, полноправными членами которого являются как украинцы, так и остальные этносы Крыма. Поэтому как нельзя более актуально звучат слова В. В. Путина о необходимости защиты прав всех жителей Крыма и Севастополя «… независимо от того русские, украинцы это, крымские татары или представители иных этносов» [5].

Литература:

  1. Киселев С. Н., Петроградская А. С. Динамика численности и расселения украинцев в Крыму, по данным всеобщих переписей населения 19–21 вв. // Геополитика и экодинамика регионов. 2008. Вып. 1–2. — С.85–94.
  2. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крымском федеральном округе / под общей редакцией В. А. Тишкова. Москва-Симферополь, Антиква. — 62 с.
  3. Миндюк А. — українці — корінний народ Криму. [Электронный ресурс]: URL: http: / rutracker.org/forum/viewtopic. (дата обращения 12.08.16).
  4. Население Крымской области по данным переписей населения. (Справочный материал) / отв. за выпуск В. Е.Аксютин — Симферополь: Таврида, 1989. — 14 с.
  5. Путин: Необходимо защищать права всех жителей Крыма и Севастополя. [Электронный ресурс]: URL:https://eadaily.com/ru/news. (дата обращения 23.10.16).
  6. Подсчитано автором по: Население Крымской области по результатам Всесоюзной переписи населения 1979 г. — Симферополь: Статуправление, 1980. — С. 40–42.
  7. Регионоведение: учебное пособие / Отв. ред. профессор Ю. Г. Волков. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2004. — 448 с.
  8. Суботина И. В. Динамика численности населения Крыма в 1959–2001 гг. (по материалам переписей населения) / Культура народов Причерноморья. — 2011, — № 198. — С.57– 60.
  9. ЦДВОВУ Ф.4626.оп.1. д.273. л.1
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, украинский этнос, межнациональная брачность, украинец, украинский этнос Крыма, этнический статус, городское население, региональное сообщество, родной язык, этническая консолидация.


Ключевые слова

Крым, этнический статус, региональная идентичность, межнациональная брачность

Похожие статьи

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

К вопросу о формировании личности преступника-мигранта

В статье рассматриваются особенности формирования личности преступника-мигранта, в том числе ее специфических криминологических характеристик и характеристик общих с личностью преступника из среды коренного населения. В результате исследования делает...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Похожие статьи

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

К вопросу о формировании личности преступника-мигранта

В статье рассматриваются особенности формирования личности преступника-мигранта, в том числе ее специфических криминологических характеристик и характеристик общих с личностью преступника из среды коренного населения. В результате исследования делает...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Задать вопрос