The article examines the question of the legal features of the status of employers — small businesses that are classified as micro-enterprises. The author distinguishes the organization of small and medium predprinitatelstva (including micro enterprises) as a specific employer.
Keywords: employer, SME, micro-enterprises, employment contract, support for small and medium-sized businesses.
Исследование понятия правосубъектности как правовой категории чрезвычайно важно, особенно если его осуществлять применительно к конкретным субъектам права: предприятиям малого бизнеса, количество которых достаточно велико в России.
В СССР ученые, проводившие исследования работодательской правосубъектности, рассматривали только государственные предприятия, так как в централизованном государстве преобладала государственная собственность.
Сегодня количество работодателей существенно увеличилось в связи с появлением новых форм собственности и новых форм организаций. Кроме организаций, работодателями являются физические лица, и иные субъекты трудового права. Каждый вид работодателей предполагает наличие определенного статуса и особенностей работодательской правосубъектности.
Действующее трудовое законодательство предъявляет определенные требования к работодателям, которые формируют работодательскую правосубъектность. Например, требование о наличии денежных средств для выплаты заработной платы работникам.
Мы согласны с мнением Т. А. Бойченко [1, с.27] о том, что работодатель, не имеющий средств для обеспечения работнику прожиточного минимума, не может использовать наемный труд.
Адриановская Т. Л., Баева С. С. [2, с.76] отмечают, что работодатель обладает способностью предоставить не любую работу, а работу постоянного или долговременного характера, которая осуществлялась бы в пользу и под руководством работодателя и была определена по количеству и качеству.
В соответствии со ст.59 ТК РФ работодатели — субъекты малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек) выделены в качестве отдельного субъекта — работодателя. Специфика таких субъектов-работодателей состоит в небольшом штате работников.
Правовому положению таких небольших организаций законодатель уделяет особое внимание. Так, в 2007 г. был принят федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» [3], который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии со ст.3 данного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Статья 4 Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относит зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» [4] в ТК РФ вводится с 01.01.2017 г. глава 48.1, которая называется «Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
В ч.1 ст.309.1 ТК РФ установлено, чтоу работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Работодатели-субъекты малого предпринимательства обладают особой работодательской правосубъектностью.
В соответствии со ст. 309.2 ТК РФработодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Законодатели не решились упростить выполнение требований трудового законодательства для всех малых предприятий. Изменения затронут только микропредприятия.
Согласно Постановлению Правительства от 04.04.2016 № 265 оборот в год для малых предприятий составляет до 800 млн. рублей, но также выделяются и «микропредприятия», цифра для которых составляет до 120 млн. рублей [5].
Главное же условие данного закона для дифференциации предприятий, предельные значения среднесписочной численности работников, малых и средних указано в статье 4, части 1.1, пункте 3: до 15 человек для микропредприятий и до 100 человек для малых предприятий. В части 4 настоящей статьи указано, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом у нас есть два основополагающих критерия для определения предприятия к той, или иной категории: годовой оборот и предельные значения среднесписочной численности работников.
Российским законодательством установлено две категории субъектов: малые предприятия и средние предприятия. Микропредприятия, относясь к категории малых, являются их разновидностью. Данный вывод, как представляется, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Все особенности нормативного правового регулирования и меры государственной поддержки, адресованные малым предприятиям, в полной мере распространяются и на микропредприятия [6].
Понятие «правосубъектность» достаточно хорошо изучено как в общей теории права, так и в науке трудового права. В общей теории права правосубъектность подразделяется на общую отраслевую и специальную. Общая правосубъектность есть способность лица в рамках данной правовой и политической системы быть субъектом права вообще. Отраслевая правосубъектность определяется как способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. Специальная правосубъектность характеризует лицо как потенциального обладателя специфического набора прав и обязанностей, поэтому сфера ее реализации ограничивается определенным кругом правоотношений в рамках конкретной отрасли права [7, с.144].
Работодатель — это субъект трудового правоотношения, который может быть физическим либо юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. С правосубъектности начинается движение любой юридической материи, и именно при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности возможно участие юридических лиц в гражданских правоотношениях [8, с.94].
Трудовая правосубъектность работодателя базируется на его способности предоставить работу и оплатить труд работников. Это материальные предпосылки правосубъектности. Ее формальные (юридические) условия сводятся к моменту государственной регистрации (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц) [9].
Таким образом работодатель приобретает правосубъектность с момента государственной регистрации. Для каждого типа коммерческой организации и индивидуального предпринимателя существуют свои условия для государственной регистрации, которые указаны в ГК РФ.
Статус организации малого или среднего предпринимательства влечет за собой наличие определенных льгот и преимуществ, установленных законодательством, поэтому при обращении за оказанием поддержки (финансовой, имущественной информационной, консультационной), вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства может быть установлена и субъектами РФ. Так, законом Краснодарского края от 4 марта 1998 г. № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» [10] предусмотрена государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан. Приоритетными направлениями государственной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан являются: подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства, их дополнительное профессиональное образование, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
Характеризуют работодательскую правосубъектность субъектов малого и среднего предпринимательства установленные государством льготы при проведении проверок их деятельности.
Особенные сроки проведения внеплановых мероприятий по защите трудовых прав работников ТК РФ не устанавливает, в связи с чем следует руководствоваться ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», закрепляющей общий срок проведения проверок — не свыше 20 рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год [11].
Возможность или способность вступления в трудовое правоотношение составляет главный элемент работодательской правоспособности [12, с.249]. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем-субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям» [13], которое вступает в силу с 01.01.2017 г., была утверждена типовая форма трудового договора.
Те организации, которые будут использовать типовую форму, смогут больше не вести другие локальные нормативные акты, в отношении режима труда и отдыха сотрудников, системы оплаты труда и внутреннего распорядка.
В типовой форме трудового договора учтен порядок вступления трудового договора в силу, количество экземпляров трудового договора, которое должны составить и подписать работник с работодателем, а также все необходимые реквизиты и порядок оформления и заверения договора. Отдельно сформулированы условия типового трудового договора для тех работников, которые заняты на дистанционной или надомной работе.
На сегодняшний день нормы регулирования трудовых отношений, которые сложились в российском трудовом законодательстве ориентированы на средние и крупные предприятия и, зачастую, не учитывают особенности экономического развития микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Внесение изменений в ТК РФ, введение типовой формы трудового договора позволит исправить сложившуюся ситуацию.
Типовая форма трудового договора поможет руководителю заключать договоры с требованиями трудового законодательства и учитывать особенности, связанные с выполнением конкретных работ, относящихся к конкретному работнику, что позволит снизить количество нарушений и защитить права работников.
Все грядущие изменения в трудовом законодательстве не только выделяют организации малого и среднего предпринитательства (в том числе микропредприятия) в качестве особого работодателя, но и наделяют их комплексом специальных прав, характеризующих их как специального субъекта трудового права со специальной работодательской правосубъектностью.
Литература:
- Бойченко Т. А. Правовой статус работодателя: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.. 2003.
- Адриановская Т. Л., Баева С. С. Трудовое право. Общая часть: Учеб. Пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева. Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т. 2009. 256 с.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
- О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч.П).. Ст.4281.
- О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 //СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097.
- Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
- Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М. 1982.
- Лебединец О. Н. Вопросы правосубъектности юридических лиц на современном этапе. Актуальные проблемы частноправового регулирования // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Самара, 2004.
- Трудовое право России: учебник для бакалавров/отв. ред. Ю. П. Орловский. М.: Издательство Юрайт, 2014. 109 с. // СПС КонсультантПлюс.
- О государственной молодежной политике в Краснодарском крае:Закон Краснодарского края от 04.03.1998 № 123-КЗ (ред. от 06.03.2014) //Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края.1998. № 27.
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6249.
- Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.
- О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям: Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858 // СЗ РФ. 2016. № 36. Ст.5414.