Сейчас я живу в Санкт-Петербурге. Меня всегда привлекал и манил этот удивительный исторический город, богатый культурными традициями, с неповторимым архитектурным обликом, город, в котором жили выдающиеся люди.
А родилась я в городе Рыбинске. Здесь прошло мое детство, о котором я вспоминаю с особой нежностью и щемящей теплотой. Любуясь Петербургом, я нахожу в его образе что-то неуловимо родное и знакомое. И ловлю себя на мысли, что мне хочется больше узнавать свой Рыбинск, в котором я провела счастливые годы.
Так что же объединяет эти два на взгляд современного человека ничем не связанных города? Творение Петра, город с царственной осанкой, непокоренный, гордый, величественный, так называемая «культурная столица России» и тихий, неспешный Рыбинск, привольно раскинувшийся на мягких пологих волжских берегах, с уютными улочками и своей особенной атмосферой. Город, к которому тоже применяли слово столица: «столица бурлаков», «столица хлебной торговли», «столица русского купечества». Город, за которым прочно закрепилось выражение «Рыбинск-городок — Петербурга уголок».
Приглашаю вас на небольшую экскурсию. Возможно, когда-либо путешествуя по Волге, по городам Золотого Кольца России, Вам захочется сойти с парохода, причалившего к пристани, прогуляться по тихим старинным улочкам, сохранившим свой купеческий колорит, мысленно очутиться в гуще торговли на хлебной бирже, перенестись в атмосферу полотен художников передвижников, с их любовью к русским пейзажам и типажам, заглянуть в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, где бережно хранятся уникальные предметы исторического наследия и живописные полотна знаменитых художников, полюбоваться жемчужиной и гордостью города — Спасо-Преображенским собором.
Первое упоминание о поселении на территории современного Рыбинска относится к XI веку. Этот факт нам известен из «Повести временных лет». Поселение называлось Усть-Шексна и находилось при слиянии рек Волги и Шексны. Во время монголо-татарского нашествия Усть-Шексна, как и многие русские поселения, была разорена и сожжена. Возродилось поселение уже на правом берегу Волги с новым названием Рыбная слобода, о чем упоминается в летописи в 1504 году. Населяли слободу рыбаки, поставлявшие осетров, стерлядь и белорыбицу к столу Великого князя Московского.
Круто изменилась судьба Рыбной слободы в начале XVIII века. Царь Петр I, основавший новую столицу России, решил соединить Санкт-Петербург с Волгой водными системами, так как водный транспорт был самым экономичным. Регулярное движение судов по первой такой системе — Вышневолоцской — началось в 1722 году. Рыбная слобода, таким образом, оказалась на водном пути из низовьев Волги в Петербург. Огромное количество грузов, миллионы тонн хлеба, корабельного леса пошли водным путем к новой столице.
Рис. 1. «Бурлаки на Волге». Художник И. Е. Репин
В Рыбной слободе эти бесчисленные грузы перегружали на мелкие суда, так как далее большие корабли не могли пройти из-за мелководья. С этого времени здешние жители начинают брать подряды на доставку к Петербургу партий хлеба. Появляется множество купцов. Рыбная слобода начинает превращаться в крупный внутренний порт. В 1777 году Екатерина II присвоила Рыбной слободе статус города. С каждым годом росло количество грузов, перевозимых через Рыбинск водным путем к Петербургу. В навигацию сюда приходили с низовьев и уходили вверх по Волге с гружеными судами около 150 тысяч бурлаков. Поэтому Рыбинск назвали «столицей бурлаков». В городе установлен единственный в своем роде памятник бурлаку.
Рис. 2. Памятник бурлаку в городе Рыбинске. Скульптор М. Е. Удалеев
В 1842 году была создана первая в провинции и третья в России после Москвы и Петербурга рыбинская хлебная (лоцманская) биржа. Ее членами были купцы со всей России.
Здание биржи стоит на берегу Волги, оно было построено в 1811 году по проекту Ярославского архитектора Герасима Варфоломеевича Петрова. Здание было выстроено в основном на городские средства и владела биржей городская Дума. Сначала купцы неохотно вели торговлю в помещении биржи и здание пустовало. Сделки заключались на судах, на рынках, в трактирах. В здании располагались: городской магистрат, полицейский участок, сиротский и словесный суды, квартирная комиссия, затем уездный и земский суды и дворянская опека с архивами. После революции здесь располагался рабочий клуб, а с 40-х годов XX века — речной вокзал.
Здание является прекрасным памятником классицизма, лишенным какого бы то ни было налета провинциальности. Портик дорического ордера, арки, объединяющиие окна двух этажей в единую композицию, делают невысокое здание стройным и величественным.
Рис. 3. Здание старой хлебной Биржи в Рыбинске. Архитектор Г. В. Петров
Примерно в это-же время строилась биржа и в Петербурге. По масштабам эти два здания, конечно, разные, но они близки одним архитекрурным стилем, который подразумевает создание архитектурных ансамлей — Стрелки Васильевского острова в Петербурге и Волжской набережной в Рыбинске.
Рис. 4. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон
Спустя 100 лет, в 1911 году, рядом со зданием старой биржи было возведено здание новой биржи по проекту московского архитектора, академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Здание, построенное в псевдо-русском стиле, опирается на монументальный каменный цоколь во всю высоту крутого в этом месте волжского берега. Новая биржа стала градообразующим предприятием уездного Рыбинска. В настоящее время в этом, одном из красивейших зданий города, располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, и его посетители могут любоваться не только изумительным по красоте зданием, но и сохранившимися фрагментами его интерьерного убранства.
Рис. 5. Здание новой хлебной Биржи в городе Рыбинске. Архитектор А. В. Иванов
Во второй половине XIX века на Волге начинается массовой развитие пароходства и Рыбинск сразу становиться одним из центров волжского пароходства. Собственные пароходы заводят и Рыбинские купцы. Бурлачество стало сходить на нет. В 1863 году от Рыбинска к Петербургу прокладывается железная дорога, ставшая конкурентом водным системам по доставке хлеба в столицу.
Вторая половина XIX века была временем появления в Рыбинске крупных промышленных предприятий. Купец Н. Журавлев строит крупнейшую в Европе канатную фабрику, а затем судостроительный и кирпичный заводы. Купец В.Головкин основал чугунолитейный завод. Наибольшее развитие получила мукомольная промышленность. Продукция мельницы Е.Калашникова шла за рубеж, в Англию и Аргентину.
Писатель И. Аксаков так отозвался о Рыбинске и о рыбинских купцах: «…Этот город не только выходит из ряда обыкновенных уездных городов…Это решительно один из важнейших городов России…Здешнее купечество полно сознания собственного достоинства, на всем разлит какой-то особенный характер денежной независимости…». Богатейшие рыбинские купцы не жалели средств на украшение своей «столицы» — строили много, со вкусом и размахом, приглашая известных столичных зодчих, а потому обликом своим Рыбинск напоминает Санкт-Петербург. Величественный, помпезный, когда-то один из богатейших городов России, столица русского купечества отличалась неповторимым архитектурным ансамблем.
Из многочисленных усадеб эпохи классицизма выделяется усадьба Переславцевых-Наумовых (ул. Крестовая, 84/ ул. Пушкина, 5), в которой ныне находиться библиотека им. Ф. Энгельса. Здание построено по проекту архитектора Петра Афанасьевича Уткина, выпускника петербургской академии художеств. Уникален для города расположенный в ее дворе амбар, украшенный десятиколонным портиком. Сам дом сохранил большую часть интерьерного убранства. Посетители читального зала библиотеки могут видеть не только интерьерную лепнину, печи из гладких изразцов и балясины лестницы, но и расписные потолки, единственные сохранившиеся в Рыбинске.
Рис. 6. Усадьба Переславцевых-Наумовых. Архитектор П. А. Уткин
Интереснейшей частью рыбинской архитектуры является жилая застройка конца XVIII — XIX веков, такая типичная для провинциальных городов и такая характерная именно для Рыбинка. Планировка города — четкая, логичная, органично вписанная в волжский ландшафт, напоминающая планировочную систему Петербурга.
Заметное влияние на формирование архитектурного облика города оказало творчество гениального русского архитектора Карла Ивановича Росси. Именно К. И. Росси принадлежали лучшие архитектурные ансамбли Петербурга: Дворцовая площадь со зданием Главного Штаба, Ансамбль Михайловского Дворца, в котором ныне располагается Русский музей, Площадь Искусств, комплекс Александринского театра, дворцово-парковый комплекс на Елагином острове. Благодаря творческим идеям выдающегося архитектора, Рыбинск строился как единый архитектурно-художественный ансамбль. В 1811 году по заказу богатых рыбинских купцов и мещан К. И. Росси выполнил для Рыбинска проекты 18 жилых и общественных зданий.
В регулярной городской застройке К. И. Росси уделял особое внимание оформлению угловых домов. Именно они закрепляли угол улицы и определяли её дальнейший архитектурный облик. Таким можно назвать особняк Михаила Афанасьевича Тюменева, расположенный на пересечении улиц Чкалова и Румянцевской. Дом являлся частью богатой купеческой усадьбы, выполненной в стиле позднего классицизма. В настоящее время в здании находится центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Рис. 7. Особняк купца М. А. Тюменева в Рыбинске. Архитектор К. И. Росси
Центральную площадь Рыбинска, Соборную, украшает Спасо-Преображенский собор и колокольня. Этот великолепный архитектурный ансамбль, возведенный на самом берегу Волги, является визитной карточкой Рыбинска и как бы открывает исторический центр города.
Спасо-Преображенский собор, выдержанный в торжественных формах позднего классицизма, напоминает своими очертаниями Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. На самом деле, рыбинский храм был одним из вариантов главного Петербургского собора. В городе на Неве тогда отдали предпочтение проекту Огюста Монферрана.
Рис. 8. Исаакиевский собор в Петербурге. Архитектор О. Монферран
А в Рыбинске был воздвигнут собор по проекту ректора Петербургской Академии художеств Авраама Ивановича Мельникова. Собор был основан в 1838 году. Строительство продолжалось 13 лет. Храм возводился на средства прихожан руками жителей города и окрестных деревень. Прекрасный собор, наряду с другими храмами, не избежал общей участи. Во времена революции 1917 года собор хотели разрушить, «сравнять с землей», либо использовать под нужды городского хозяйства. Рыбинское научное общество во главе с Алексеем Алексеевичем Золотаревым отстояло собор. После Великой Отечественной войны в соборе располагался госпиталь, затем собор пустовал. 30 лет назад собор был отреставрирован и возродился в своём былом великолепии.
Колокольня Спасо-Преображенского собора, высотой 93 метра — самое высокое здание в Рыбинске и входит в десятку высочайших колоколен России. Архитектуре колокольни присущи мягкая живописность барокко, изящная сдержанность раннего классицизма и Екатерининская пышность. Колокольня состоит из пяти постепенно уменьшающихся ярусов и увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким граненым золоченым шпилем. На колокольне сохранилось несколько колоколов, самый крупный из корорых весит 160 пудов. Колокольня, построенная на 50 лет раньше собора, после возведения собора была соединена с ним галереей. Этот ансамбль смотрится весьма органично.
В 1881 году в Россию приехал французский поэт и писатель Теофиль Готье. Для него, как для поэта-романтика важным было наличие по пути следования по Волге объектов, персонажей, событий, питающих его поэтическое воображение. Таким объектом для него на Верхней Волге стал Рыбинский Спасо-Преображенский собор. Голос писателя из XIX века описывает современный вид собора: «На заходе солнца, когда мы прибыли в Рыбинск, огненные тона неба сменил серебристо-голубой идеальный лунный свет. Целая флотилия больших судов почти преграждала путь по реке. Среди леса темных мачт и канатов мерцало несколько огней, а за ними ртутной ракетой взвивалась в ночной лазури церковная колокольня…Я медленно пошел по набережной, пораженный зрелищем восхитительной ночи… Посредине широкой площади, подобно серебряной глыбе, сияла фантастическим свечением главная церковь города. Казалось, ее осветили бенгальскими огнями. Купол, окруженный диадемой колонн, блистал, словно тиара, усеянная бриллиантами. Металлические отсветы, фосфоресцируя, играли на олове или меди маковок, а колокольня, напоминавшая Дрезденский шпиль, казалось, нанизала на свою золотую иглу две-три звезды».
Рис. 9. Спасо-Преображенский собор в Рыбинске. Архитектор А. И. Мельников
Литература:
- Готье Т. Путешествие в Россию. — М. 1988г. — с. 64.
- Ле Пти Фюте «Золотое кольцо России». — 4-е изд. — М.: Авангард, 2005г. — с. 122–127.
- Попадейкин В. И., Струков В. В. «Золотое кольцо». — М.: Физ. культура и спорт, 1975г. — с. 83.
- Рапов Н. А. «Рыбинск». Ярославль: Верхне — Волжское книжное издательство, 1968г. — с. 7–19.