Отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций в туристскую сферу на местном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 06.11.2016

Статья просмотрена: 1416 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, Е. А. Отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций в туристскую сферу на местном уровне / Е. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/126/35029/ (дата обращения: 16.11.2024).



Инвестирование в сферу туризма может быть как частным, так и государственным. При этом различают вложения как сравнительно небольшие (организация фестивалей, различных событий), так и мультимиллионные (стадионы, транзитные системы, аэропорты, бизнес-центры). Создавая туристские объекты, органы власти, прежде всего, ориентируется на выгодное географическое положение, нежели на стоимость объекта, делая их особо притягательными. Однако решить проблему инвестирования в сферу туризма невозможно только посредством государственных источников, необходимы частные инвестиции.

Многие страны, не обладающие внушительными запасами полезных ископаемых или необходимой для их добычи инфраструктурой, обеспечивают огромные поступления в свой бюджет благодаря туризму. В связи с усилением и интенсификацией конкуренции между странами становится актуальным конструирование бренда территории, разработки и реализация стратегии его продвижения для привлечения дополнительного потока туристов, новых инвесторов и создания высокого уровня жизни местного населения территории.

Имидж населенного пункта, будь то город или деревня, может также формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий, событий и конструирования информационных поводов на этой основе. Успешно организованное событие, вышедшее за масштабы города, обеспеченное соответствующими методами PR-коммуникации, может создать крепкий бренд для данной территории. Например, город Лейпциг органы власти превратили его в туристический центр, на его базе был организован летний фестиваль, посвященный ключевой исторической фигуре города — Иоганну Себастьяну Баху, который является ключевым элементом бренда города.

Кроме того, истории развития индустрии известны случаи создания новых мест для туристов, модернизированные на основе пришедших в упадок.

В последние годы данный подход к привлечению инвестиций стали активно использовать и российские города. Многие малые российские города стали перепрофилироваться на туризм, который развивался благодаря не только богатым культурным ресурсам регионов, но и изобретательности и предприимчивости самих жителей. Основная ставка делается на индивидуальность объектов показа, это и помогает малым городам получить туристский статус. Города начали активно изучать свою историю, воссоздавать прежние традиции, праздники и предлагать совершенно новые. Все это привлекло в регионы инвесторов, способных вложить определенные средства в реконструкцию памятников истории, культуры, архитектуры, строительство объектов инфраструктуры. Примером может служить город Торжок Тверской области, который вошел в список турпосещений на трассе «Москва — Санкт-Петербург», благодаря удачно найденному в его истории событию. А именно — Александр Пушкин, путешествуя между столицами, много раз останавливался в Торжке: тому есть и документальные свидетельства, и стихотворные строчки самого классика. На основе этого факта в Торжке открыли музей, посвященный поэту, который привлекает туристов, путешествующих по классическому маршруту «из Петербурга в Москву».

Один из самых показательных и известных примеров развития туризма в малых городах России это уездный маленький — менее 13 тыс. чел. — Мышкин (Ярославская область), который называют городом классической провинции. Первый фестиваль Мыши здесь прошел здесь в 1996г. За прошедшие 18 лет сделано очень многое — открыты Музей мыши, Музей водки, Музей валенок, картинная галерея, мемориальная Опочинская библиотека, музыкальная и воскресная школы, Дом ремесел, четыре самодеятельных театра. Туризм приносит доходы как в местный бюджет, так и в семейные бюджеты населения. С развитием туристской сферы сотни горожан стали организовывать свое частное дело: изготавливать сувениры, выращивать фрукты и овощи, собирать на продажу лесные дары, открывать магазины. И на сегодняшний день такой развернутый бизнес дает почти стопроцентную занятость местных жителей в туризме.

Другим интересным примером привлечения инвесторов является развитие новых, не свойственных для определенной территории видов туристской деятельности. Так всем известны пляжи Черногории, привлекающие тысячи туристов ежегодно. Но в последнее время гости страны «черных гор» все чаще отдают предпочтение уютному сельскому отдыху вместо шумных курортных центров. Яркий тому пример — появление этнодеревень. Первая этнодеревня Montenegro в Черногории была открыта в 2006 г. За первый год работы этнодеревни было совершено 120 ночевок. Уже через год количество желающих отдохнуть в Montenegro увеличилось в 10 раз. Помимо возможности отдохнуть на природе этнодеревня привлекает гостей многочисленными веселыми мероприятиями, самым известным из которых является «Шоколадиада» — акция, в рамках которой можно найти 100 килограммов шоколада, спрятанные на территории деревни. Сейчас на территории Черногории появилось еще четыре этнодеревни, где туристы осуществляют пешие и велосипедные прогулки по горам, рафтинг по Таре и катаются на лошадях.

Примеры успешной реализации проектов этнотуризма есть и в России. В 2009г. на Таманском полуострове (Краснодарский край) был открыт этнокультурный казачий комплекс «Атамань». Общая площадь всего этнокультурного комплекса 68 га. Комплекс состоит из нескольких улиц казачьей станицы, на которых каждое подворье представляет отдельную должность, специальность или промысел: гончара, сапожника, цирюльника, хат простых казаков, атамана, старосты и т. д. Каждая хата спонсируется и закреплена за отдельным муниципальным образованием Краснодарского края. Так станица Тамань превратилась в крупный туристический центр края, который в сезон работы музея под открытым небом посещают сотни туристов не только из Краснодарского края, но и гости со всей России. Затем этот опыт стали перенимать соседние регионы. В 2012г. правительство Ставропольского края решило на основе этноса некрасовцев построить туркластер в посёлке Левокумка, где сейчас компактно проживает основная масса потомков некрасовцев — около 750 человек. Приезжая в этнодеревню, туристы сразу окунаются как будто в прошлое — в атмосферу быта донских казаков XVII–XVIII вв., где можно набрать колодезной воды, поучаствовать в обрядах и попробовать на вкус традиционные казачьи блюда.

Успех реализации крупных инвестиционных проектов зависит не только от природно-ресурсного потенциала территории, ее историко-культурного наследия, но и от тех усилий, которые прилагают органы местной власти для создания благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Примером передового опыта привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований может служить Алтайский край. На постоянной основе органы местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти края прилагают усилия по улучшению инвестиционного климата, формированию прозрачной и понятной инвестиционной среды, созданию специализированных институтов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. В целях сопровождения и эффективной реализации инвестиционных проектов образованы Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций, региональный инвестиционный фонд Алтайского края, способствующие формированию производственной инфраструктуры в муниципалитетах. Наличие регионального инвестиционного фонда является одним из основных условий привлечения средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации. На долю туристской отрасли приходится 16 % инвестиционных проектов, реализуемых в муниципальных образованиях Алтайского края. К 2025 году Алтайский край может претендовать на 2,5 % туристического потока в России, что составит 3,2 млн туристов в год, за счет формирования сети туристских кластеров регионального уровня. Стратегическим направлением в Алтайском крае является реализация крупного инвестиционного проекта «Алтайская курортно-рекреационная местность», включающая в себя игорную зону «Сибирская монета» и ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» с общим объемом инвестиций более 60 млрд. руб. На территории зоны планируется развивать следующие виды туризма:

‒ спортивный;

‒ экологический;

‒ лечебно-оздоровительный;

‒ спелеотуризм;

‒ деловой [1].

Визитной карточкой «Бирюзовой Катуни» станут экстремальные виды спорта: альпинизм, горнолыжный, треккинг, парапланеризм, водный (рафтинг, байдарки, каяки).

Опыт привлечения инвестиций Алтайского края показывает, что успешное решение задач по привлечению инвестиций во многом зависит от эффективности и быстроты решения органами местного самоуправления вопросов предоставления земельных участков, технических условий и обеспечения подключения (технологического присоединения) возводимых объектов к сетям инженерной и коммунальной инфраструктуры, определения режимов использования земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. Для реализации инвестиционных проектов на территории края региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют инвесторам следующие преференции:

‒ освобождение от налога на имущество на 10 лет;

‒ сниженная ставка налога на прибыль;

‒ освобождение от земельного налога на 5 лет;

‒ арендные платежи за землю не более 2 % от кадастровой стоимости в год;

‒ возможность выкупа земельного участка в частную собственность [2].

Однако для привлечения международных туристов одних инвестиций мало. Необходимо расширить спектр услуг, связанных с общественной безопасностью, дорожным движением, медицинским обслуживанием и т. д., кроме того, необходимо разрабатывать уникальные туры под конкретных туристов [3].

В попытках привлечь на юг страны как можно больше иностранных и российских туристов свои усилия объединят три российских региона — Крым, Краснодарский и Ставропольский край. Туроператоры уже разработали совместные экскурсионные туры по «Золотому кольцу юга России», включающие посещение интересных объектов и мест южных регионов России. Например, компания «Кафа-курорт» предложила семидневный тур протяженностью 950 километров с посещением Керчи, Феодосии, дворцов Южного берега, который стартует в Сочи и завершается в Севастополе. Таким образом, соседние муниципальные образования и регионы могут выступать не только, как конкуренты, но и как партнеры в борьбе за привлечение инвестиций и туристов на свои территории.

Таким образом, отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций в туристскую сферу на местном уровне показывает, что каждый населенный пункт, опираясь на свой колорит, исторические события или режиссуру определенных мероприятий, может создать свой уникальный бред. Поэтому привлечение потока туристов требует разработки политики в области PR и бренд-менеджмента, направленной на информативное насыщение, продвижение и успешное функционирование созданного бренда на территории муниципального образования.

Литература:

  1. Абалаков А. Д., Панкеева Н. С. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития. Известия Иркутского государственного университета. — 2010. — Т. 3. № 2. — С. 3–18.
  2. Формы поддержки инвесторов [Электронный ресурс] // Сайт Алтайского центра государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций. — URL: http://altinvest22.ru/o_regione/prezentatsiya_infestitsionnoy_privlekatelnosti_regiona.html.
  3. Романова М. М. Инвестирование в индустрию туризма в России и других странах // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 2 (34). — с. 241–245.
  4. Спирина С. Г. Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — № 8(341). — С. 55–68.
  5. Пахиева А. С., Сайбель Н. Ю. Совершенствование методов стимулирования въездного туризма в России // Вестник магистратуры. — 2016. — № 6 (57). — С. 83–84.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, город, Краснодарский край, местное самоуправление, привлечение инвестиций, Россия, Торжок, турист, муниципальное образование, Ставропольский край.


Похожие статьи

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Отечественный и международный опыт реализации проектов «интеллектуальных» месторождений

Российский опыт внедрения мультимедийных проектов в образовательную среду

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Специфика и потенциал развития сферы отношений с инвесторами в российских компаниях

Похожие статьи

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Отечественный и международный опыт реализации проектов «интеллектуальных» месторождений

Российский опыт внедрения мультимедийных проектов в образовательную среду

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Специфика и потенциал развития сферы отношений с инвесторами в российских компаниях

Задать вопрос