В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на личностное развитие подростка.
Ключевые слова: межличностные отношения, старшие подростки, юношество, семья, родители, сверстники, влияние, общение
The article presents an analysis of the problem of formation of interpersonal relationships older adolescents and young adults with peers and adults. Describe the importance of interpersonal relationships with peers and adults for teen and characterized by their impact on the personal development of adolescents.
Keywords: interpersonal relationships, older teenagers, young people, family, parents, peers, influence, communication
Форма и содержание межличностных отношений подростка и юноши со сверстниками и взрослыми в большей степени зависит от того, насколько гибко способны изменить ролевые позиции близкие взрослые. Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростком, учитывая появившиеся у него чувство взрослости, тогда эти отношения строятся на этой новой основе без каких-либо негативных кризисов. Значимый взрослый способен помочь ребенку занять собственной место в новых социальных отношениях.
Проблема межличностных отношений вызывала и вызывает по сей день активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии и педагогике занимались Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, А. А. Рояк, М. И. Лисина, Т. А. Репина и др.
В общении с взрослым, подростки, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем подростковом возрасте (10–12 лет): испытывая потребность в поддержке, авторитетности взрослого, не критичности в подражании некоторым проявлениям взрослых, а с другой — появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми: стремление к независимости, уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка.
Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера их отношений со значимыми людьми.
Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку лучше узнать взрослых, общающихся с ним, на основе чего формируются более глубокие позитивные эмоциональные и контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Если же близкие взрослые не сумели вовремя скорректировать свое отношение к подростку, тогда последние начинают использовать аппозиционные формы поведения по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, бунтовать и отстаивать права на самостоятельность и взрослость. Они ранимы, неадекватно и глубоко негативно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Общение подростка во многом обуславливаются все еще продолжающимися физиологическими процессами в организме и влияющими на лабильность его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться от восторга на прямо противоположное. Изменчивость настроения и состояния подростка ведет к неадекватности, реакций подростка в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома [1].
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первый и, пожалуй, наиважнейший социальный институт, влияние которого ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив к разного рода влияниям. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка, основанный чаще на реализации ожиданий транслируемых со стороны родителей. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная психологически благоприятная или не достаточно гармоничная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [там-же].
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий, в настоящем или прошлом. Статус семьи и образовательный уровень каждого из родителей имеет неоценимое значение для выбора и статуса учебного заведения, профессиональной подготовки ребенка, выбор направления подготовки или профессии. Искажение образовательно-социального статуса семьи приводит в глубокому внутрисемейному кризису и не может не влиять на искажения межличностных отношений внутри семьи, на дисгармонизацию детско-родительских отношений.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением [2].
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [4].
Социализация ребенка в семье, вовсе не сводиться к простому взаимодействию в диаде «ребенок-родитель». Процесс идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью. Например, в семье, где есть присутствуют оба родителя и оба они умеют хорошо вести хозяйство, ребенок может и не освоить эти навыки, даже если у него есть хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств, подменяя их формирование у ребенка собственным успешным выполнением данных функций. Напротив, в семье, где мать бесхозяйственна и хозяйственно-экономическая функция искажена, эту роль может взять на себя старший ребенок, независимо от его пола.
Не менее важен механизм психологического противодействия. Подросток, воспитывающийся в семье с жестким ограничением свободы, где введен тотальный контроль за деятельностью и взаимоотношениями подростка со сверстниками, семья вполне способна выработать у ребенка самостоятельность, а тот, кому попустительствуют и все разрешают, вырасти зависимым и ведомым. В связи с чем, конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых, выбранных и реализуемых в детско-родительских отношениях методов воспитания [4].
Огромное значение в воспитании ребенка играет стиль воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований доказывает, что хорошие отношения ребенка с родителями складываются обычно тогда, когда в семье используется демократический стиль воспитания, когда мнение ребенка учитываемое родителями способствуя формированию у него самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности формированию чувства ответственности за себя и окружающих его людей, определению и реализации приоритетов в деятельности, отношениях или достижении различных жизненных целей. Поведение ребенка формируется я в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
‒ родитель объясняет мотивы своих поступков и требований, поощряя их обсуждение с подростком;
‒ родительская власть используется родителем дозированно и в меру необходимости;
‒ в ребенке цениться и поощряется как послушание, так и независимость;
‒ родитель устанавливает правила, сам соблюдает их, являясь для подростка примером, и твердо руководствуется ими, но не считает себя непогрешимым;
‒ родитель учитывает мнение ребенка, в том числе при принятии необходимых решений, и распределении семейных ресурсов или планировании досуговой деятельности семьи (поездка, поход, пикник и т.д.), но не исходит только из желаний ребенка
Следует отметить, что влияние родителей несомненно велики на формирование личности в подростковом возрасте, однако, наиболее сенситивными являются первые годы жизни ребенка. В старшем подростковом возрасте стиль взаимоотношений с родителями давно уже устоялся стал неизменным и привычным, однако эффект приобретенного ранее ребенком личностного опыта изменить уже невозможно.
В психолого-педагогической литературе широко и подробно обсуждается вопрос о мере родительского влияния на подростков и влияния сверстников. Но по сей день однозначного ответа на этот вопрос не. Однако, большинство исследователей, отмечает в своих работах, посвященных данной проблеме, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет искать общения со сверстниками и тем более скрытым и засекреченным будет это общение от взрослых.
Однако, справедливым будет отметить тот факт, что влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимообусловленными, и взаимодополнительными.
Больше всего старшим подросткам и юношеству хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Даже при потребности в самостоятельности, они все еще нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие интересующие их проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, а только с близкими значимыми взрослыми так как мешает самолюбие.
Однако взаимоотношения учащихся с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
Причина этого коренится, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были маленькими» [4].
Общение со сверстниками — необходимое условие успешного психического развития подростка. Социальная потребность в общении играет важнейшую роль в жизни любого ребенка. Она является одним из важнейших условий формирования общественных качеств личности подростка, выступает базой начал коллективных взаимоотношений и сотрудничества. В общении с приятелями и друзьями, дети младшего подроскового возраста успешно осваивают ценности, нормы, правила цели, и средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, самостоятельно занимаются саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием. Для этого, ему нужны личная свобода и личное пространство. В связи с чем, ребенок отстаивает собственное право на личную свободу как право на взрослость.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время проявляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит [5].
Вопросы становления подросткового коллектива, характерные особенности группы и межличностных отношений в ней, влияние школьного класса на формирование личности отдельных подростков — все это представляет исключительный интерес.
Как известно, потребность подростка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Так, в своих работах американский психолог Д. Хъелл, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных» приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки», высказывает предположение о том, что отсутствие того опыта общения подростка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей [8].
Педагогические и психологические исследования доказывают, какую большую роль на развитие отношений подростков друг с другом может оказать совместная деятельность, которая является для них не просто деятельностью, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни подростков в школе и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на их взаимоотношения [7].
Таким образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, внутрисемейная атмосфера родительской семьи обуславливают успешное личностное развитие подростка.
В то время, как общение со сверстниками выступает в качестве основной социальной потребности, которая является и условием развития общественных качеств личности подростка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений; совместной деятельности, которая является для них не просто деятельностью, но и школой формирования эффективных взаимоотношений с людьми.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. — М., 1986. — 202с
- Беседин А. Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга практического психолога: В 2 ч. — Харьков, 1996. — 234с.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 125 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности, — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 432 с.
- Маслова Н. Ф. Педагог и малые группы школьников. — В сб.: Проблемы общения и воспитания / Под ред. X. И. Лийметса. Ч. 2. Тарту, 1974. -С. 234–240.
- Повышева О.Д, Калинина Т. В. Влияние «семей группы» риска на формирования девиантного поведения подростков/Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина. 2015. С. 162–166.
- Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. –М., 1988. — 331 с.
- Хъелл Д., Зиглер Д. Теория личности. — М., 1997. — 182 с.