Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Показателем профессиональной подготовки специалиста в области экономики является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность.
Воспитание информационной культуры студентов — задача не только преподавателей информатики, но и преподавателей — предметников, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач преподавателя — заинтересовать студента в изучаемой дисциплине, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.
Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения специальным дисциплинам в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов:
‒ электронную почту;
‒ телеконференции;
‒ видеоконференции;
‒ возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
‒ доступ к информационным ресурсам;
‒ справочные каталоги;
‒ поисковые системы;
‒ разговор в сети.
В этой связи современные средства обучения существенно изменяют методы учебной деятельности благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они несколько по-новому, организуют и направляют восприятие студентов, объективируют содержание темы, выполняют функции источника учебной информации, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях эмоциональное настроение, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения [3, 263].
Ресурсы сети Интернет являются хорошей базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных интересов и потребностей.
Интернет ресурсы на дисциплинах экономического цикла нужны как средство придания материалу наглядности и пространственной конкретики. Считаю, что совместное использование ресурсов Интернета и традиционных средств делает занятия более интересными, наглядными и понятными и позволяет решить следующие аспекты в образовательном процессе:
1) углубленное изучение материала по дисциплине;
2) ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
3) самостоятельный поиск информации студентами в рамках работы над проектом и другой исследовательской деятельностью;
4) формирование и развитие умений и навыков аналитического мышления при использовании материалов сети разной степени сложности;
Занятие с использованием ресурсов Интернета требует тщательного планирования и продумывания видов деятельности студентов в ходе занятия. Применять ресурсы сети Интернет можно как на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации. Необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке — фотопутешествия, статистические данные, онлайн-тесты, видео о процессах деятельности организаций и т. п. Тогда можно сделать процесс обучения более эффективным.
Занятия с использованием Интернет-ресурсов открывают для студентов новые возможности, прежде всего для самообразования. Поиск информации в сети Интернет по грамотно поставленному заданию на занятии в настоящее время является необходимым условием для формирования информационной компетентности у студентов.
Анализируя свой опыт в использовании ИКТ на занятиях, могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
‒ обеспечить положительную мотивацию обучения;
‒ обеспечить дифференцированный подход в обучении;
‒ повысить объем выполняемой работы на занятии;
‒ рационально организовать и повысить эффективность занятия;
‒ усовершенствовать контроль знаний;
‒ формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
‒ обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Все это способствует повышению качества обучения. Методика проведения занятий с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Поисковая работа побуждает студентов осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет-ресурсами, активизирует исследовательскую работу.
Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Глобальная сеть Интернет предлагает преподавателям специальных дисциплин множество полезных ресурсов. Сегодня можно сказать, что Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения конкретной дисциплины.
При изучении отдельных тем курса дисциплин экономического цикла студентам даются рекомендации по использованию следующих интернет — ресурсов:
‒ http://economicus.ru/ — экономический портал, главной целью которого является предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин;
‒ http://gallery.economicus.ru/ — галерея экономистов — работы, биографии, портреты известных экономистов, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня.
‒ http://50.economicus.ru/ — раздел сайта «50 лекций по микроэкономике» — наиболее полное собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами;
‒ http://be.economicus.ru/ — сайт ориентирован на специалистов и тех, кто только начинает изучать дисциплины экономического цикла, а следовательно, он будет полезен не только студентам, но и преподавателям;
‒ http://econom.nsc.ru/obrazov.htm — портал «Экономическое образование», включающий в себя следующие разделы: Общие вопросы экономического образования; Высшее экономическое образование; Экономическое образование в школе; Виртуальная экономическая библиотека;
‒ http://www.aup.ru/books/ — учебно-административный портал, на страницах которого собраны электронные учебные пособия, методические материалы и научные монографии по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии, а также математическим и инструментальным средствам экономики и управления [1, 118].
Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Однако, нельзя забывать о том, что Интернет — лишь вспомогательное техническое средство обучения.
Таким образом, интернет ресурсы в методическом обеспечении цикла дисциплин специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет сегодня играют далеко не последнюю роль. Это связано со следующими причинами:
1) информатика плотно вошла в курс важных дисциплин при подготовке экономистов;
2) современное общество требует интернет — образованного грамотного специалиста во всех областях, в том числе и в экономике;
3) наличие персонального компьютера практически у каждого студента по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет делает процесс приобщения студентов к поиску информации именно в Интернете еще более успешным.
Литература:
- Ажель, Ю. П. Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов/Ю. П. Ажель // Молодой ученый. — 2011. — № 6. Т.2. — С. 116–119.
- Гузеев, В. В. Образовательная технология ТОГИС — обучение в глобальных информационных сетях/В. В. Гузеев//Школьные технологии. — 2012. — № 5. — С.243–248;
- Сиговцев, Г. С. Интернет для образования — возможность и необходимость/ Г. С. Сиговцев. — Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2009. — 423 с.
- Якушина, Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: автореф. дис. канд. пед. наук/Е. В. Якушина. — М., 2002. — 23 с.