Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.
Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения
В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности.
Воспитание по своей сути — коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение воспитатель организует поведение и деятельность обучающихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание — тоже ответ или обращение к партнеру.
Педагогическое общение — это профессиональное общение воспитателя с обучающимися имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на оптимизацию отношений между педагогом и обучающимися внутри ученического коллектива.
Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической системы — на организацию воспитательно-образовательного процесса и формирование на этой основе умений.
Педагогическое общение — взаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие.
Модели педагогического общения
Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь воспитателя является основным средством, которое позволяет ему приобщить обучающихся к своим способам мышления. Если рассматривать общение как сквозной процесс, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.
- Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.Врезультате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
- Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения — обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.
Для этой модели общения характерен диалогический стиль общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Стиль педагогического общения
Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения. Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё «подогнаны». Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, так как позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Достоинства того или иного стиля дискуссионны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату воспитательной работе, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения воспитателя в общении с обучающимися.
Модель первая. Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от обучающихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой педагог мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Ему важен только процесс передачи информации, а обучающийся выступает лишь в качестве «общего контекста» к науке.
Следует учитывать те негативные последствия, которые влечет за собой такая модель общения. Прежде всего, это отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми.
Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и обучающимися. Такими ограничителями могут служить:
– подчеркивание педагогом своего превосходства над обучающимися;
– преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
– отсутствие желания к сотрудничеству.
Результатами такого общения являются отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие обучающихся к воспитателю. От такой модели взаимоотношений надо уходить.
Модель третья. Ее суть в том, что педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе обучающихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих детей, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными:
– педагог увлечен ребятами, которые интересуются чем — то, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным;
– не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным. В результате не создается целостной и непрерывной системы общения: она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием.
Модель четвертая. Педагог в процессе взаимодействия с обучающимися слышит только себя: при объяснении материала, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Педагог поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.
Опасность такой модели общения в том, что здесь теряется такая значимая для воспитания обратная связь в общении, без которой не возможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Последствия такой модели общения таковы:
– педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе;
– учебно-воспитательный эффект взаимодействия с обучающимися снижается.
Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения.
Такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно, сформулированы задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально-психологической аранжировке воспитания и обучения. В чем опасность такой модели педагогического поведения? В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая — реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.
В результате хорошо спланированные виды и формы работы остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект.
Модель шестая. Педагог мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно, ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли.
В результате педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами. Педагог постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что, в конечном счете может привести к неврозам. Внимательно понаблюдайте за собой и, если подобное «самокопание» есть, стремитесь от него избавиться.
Модель седьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.Педагог находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу.
Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в классе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
- Макаренко А. С. Собрание сочинений: т. 4. — М.: Педагогика.
- Педагогическое общение: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/04/21/pedagogicheskoe-obshchenie.
- Селиванов B. C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Столяренко Л. Д. Педагогическое общение // Л. Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — C. 238–247.