Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные семьи: актуальность, пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 3500 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Н. Н. Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные семьи: актуальность, пути решения / Н. Н. Маркова, Б. М. Басангова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35068/ (дата обращения: 15.11.2024).



Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот, т. е. сирот при живых родителях. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения.

Социальные обстоятельства, способствующие материнской депривации:

  1. Родительская некомпетентность
  2. Нежелательная беременность
  3. Уклонение от родительских обязанностей
  4. Родители привержены силовым стереотипам в воспитании детей
  5. Асоциальное поведение
  6. Заболевания родителей
  7. Низкий социальный уровень
  8. Жестокое обращение

Исследования отечественных психологов показали, что ребёнок, воспитанный в условиях депривации, имеет низкую самооценку и с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет представления о положительной модели семьи и коллектива, хотя его жизнь проходит в окружении людей [2].

В семье ребенок имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В учреждениях характерно наличие часто сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется привязанность, они не умеют доверять окружающим.

Во всех детских учреждениях у ребёнка нарушены личные границы. Большинство вещей принадлежат коллективу. Даже плохая семейная реальность позволяет сохранять индивидуальные границы и развивает самостоятельность.

Знания о своих предках и своей семье — «чувство корней» помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

В практике социальной работы специалисты не редко сталкиваются с ситуациями, когда помещение ребёнка в детское учреждение — необходимость. В таких случаях законодательство разных уровней требуют, чтобы социальная помощь была обеспечена так, чтобы дети могли возвратиться к их родителям и достичь необходимого уровня развития.

При работе по возвращению воспитанника интернатного учреждения в кровную семью мы придерживаемся следующих принципов:

1) Помещение ребёнка в учреждения интернатного типа должно отвечать его наилучшим интересам (например, состояние здоровья-инвалидность).

2) Возможность реинтеграции ребенка в семью должна быть оценена многопрофильной группой специалистов, при участии всех заинтересованных лиц (ребенок, семья, сотрудники интернатного учреждения, органов опеки)

3) Цели реинтеграции и основные задачи работы должны быть изложены в письменной форме и согласованы всеми заинтересованными сторонами.

4) Куратор должен установить, поддерживать и контролировать регулярные и необходимые контакты между ребенком и его семьей в целях реинтеграции.

5) Реинтеграция ребенка в его семью должна осуществляться в рамках постепенного и контролируемого процесса, сопровождаемого мерами поддержки с учетом возраста, потребностей и развивающихся способностей ребенка, а также причин разлучения с семьей.

6) Постоянство окружения ребенка должно быть гарантировано посредством реинтеграции ребенка в его основную или расширенную семью, в альтернативное стабильное семейное окружение.

Большинство вышеперечисленных услуг основываются на социальном сопровождении семьи как наиболее эффективной форме оказания помощи. Оно решает задачи реабилитации, восстановления ее внутренних ресурсов, подготовки к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций. Целями сопровождения являются:

1) формирование необходимых родительских компетенций,

2) налаживание внутрисемейных отношений,

3) расширение сети позитивных социальных контактов

4) и, в конечном итоге — создание в семье условий для ухода, воспитания и развития «особого» ребенка.

Работа по возвращению детей в биологическую семью является актуальным запросом социума и для коллектива нашего учреждения одним из ресурсных направлений. Одной из целей деятельности учреждения, закреплённой в Уставе, является:

«Возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, а при невозможности этого — содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства воспитанников Учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи».

Специалисты ЦССВ разделяют представление о том, что воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений.

В нашем учреждении подавляющая часть воспитанников из числа оставшихся без попечения родителей- это социальные сироты. 95 % из них имеют биологических родителей, которые лишены родительских прав либо отказались от детей сразу после рождения (отказники, подкидыши), 84 % воспитанников (по материалам личных дел) имеют близких родственников, но только 6 % воспитанников находятся в постоянном контакте и в каникулярное время отдыхают в семьях родственников, 12 % воспитанников регулярно с ними встречаются, в отношении 7 % воспитанников ведётся работа по возвращению в семью или установлению тесного контакта с членами семьи.

Нормативной основой к реинтеграции воспитанников выступает Семейный Кодекс РФ, который предусматривает возможность восстановления в родительских правах. Лишённые или ограниченные в родительских правах зачастую способны воспитывать своих детей. На практике же процент восстановившихся крайне низок.

В случае, если вернуть ребенка в кровную семью невозможно (родители продолжают вести асоциальный образ жизни), мы понимаем значимость проведения работы с родственниками или с близкими ребенку людьми, способными дать ему воспитание, оказать помощь в социализации, в подготовке к самостоятельной жизни (обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры). Нельзя также исключать возможность передачи ребёнка под опеку в случае неудачного возврата в кровную семью.

Все это накладывает на наше учреждение обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с расширенной семьей воспитанника.

Таблица

Укрепление родственных связей.

Формы жизнеустройства детей

2015 г

2016 г

Временное пребывание детей (с оформлением договора)

2 чел

3 чел

Родственная опека

2 чел

1 чел

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью — это целостный процесс, направленный на:

1) формирование позитивного образа кровной семьи,

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений,

3) оценку их возможностей выполнять родительские обязанности,

4) организацию работы по восстановлению в родительских правах совместно со всеми социальными службами.

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий:

‒ создания в детском учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

‒ наличие профессиональной подготовленности специалистов учреждений;

‒ реализации индивидуальной для каждого ребенка программы восстановления детско-родительских отношений;

‒ выявление и учет особенностей личностного статуса биологических родителей, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка.

Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с детьми:

  1. подготовка к жизни в реабилитированной семье;
  2. осознание причин получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  3. формирование положительного образа биологических родителей и ближайших родственников;
  4. отслеживание эмоционального состояния ребенка.

Социальному педагогу при реализации плана по реинтеграции воспитанника учреждения необходимо учесть особые условия или факторы, которые могли бы помочь ребёнку адаптироваться после возвращения к биологическим родителям. Например, продолжение занятий с педагогами дополнительного образования интернатного учреждения, непрерывность общения с волонтёрами и т. п.

Говоря о сроках проведения работы можно отметить, что быстрое воссоединение ребенка с родителями повышает вероятность его комфортного возвращения. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения (в нашем единственном случае этот период составил 7 лет).

В 2015 году коллективом ЦССВ начата разработка программы «Дорога домой». Целью её определено обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье и создание оптимальных условий для его социализации. Целевые группы- дети с ментальными и сочетанными нарушениями развития в возрасте от 0 до 18 лет (контингент ЦССВ), биологические родители, члены расширенной семьи.

Задачи:

‒ развитие у воспитанника мотивов межличностного общения, желания воспитываться в семье;

‒ привлечение внимания населения к проблеме семейного устройства воспитанников через СМИ, медиа-ресурсы;

‒ возможное сопровождение восстановленных кровных семей.

С целью возвращения детей в кровную семью администрацией ЦССВ было разработано и утверждено «Положение о временной передаче воспитанников к родственникам и другим лицам на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней».

Ожидаемый результат:

  1. Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью.
  2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
  3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского интернатного учреждения, ликвидация очерёдности.

К сожалению, не все родители, которые были лишены прав в судебном порядке либо «отказным» заявлением добровольно передали их государству, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда, при заинтересованности членов семьи, появляется шанс восстановить семью и вернуть детей.

Мы считаем, если в ЦССВ будет сформирована целостная система реинтеграции воспитанников, т. е. учтены особенности развития, социализации детей-инвалидов с ментальными и сочетанными нарушениями, разработано программно-методическое обеспечение работы уполномоченных служб сопровождения кровных семей на базе сиротского учреждения, будут решены вопросы профессиональной компетентности кадров службы сопровождения кровных семей, отработаны технологии установления контактов с родителями и кровными родственниками, технология подготовки воспитанников учреждения к реинтеграции в семью, технология сопровождения кровных семей, налажено межведомственное взаимодействие, проведен анализ результатов мониторинговых исследований реализации технологии «Сопровождение кровных семей» в системе ЦССВ с целью оценки её социально-педагогической эффективности, то это позволит повысить качество и успешность социальной адаптации бывших воспитанников.

Литература:

  1. Козлова Т. З. «Люди, лишенные родительских прав: их социализация и жизненные траектории: Монография-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 г.
  2. Макарова Е. Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11
  3. Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми:Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 24 февраля 2010 года.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, интернатное учреждение, кровная семья, возвращение детей, детское учреждение, орган опеки.


Похожие статьи

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома: из опыта работы

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: проблемы и пути решения

Изменение способа управления многоквартирным домом: проблемы и пути их решения

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения

Адаптация внешних трудовых мигрантов на российских производственных предприятиях: проблемы, пути решения

Похожие статьи

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома: из опыта работы

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: проблемы и пути решения

Изменение способа управления многоквартирным домом: проблемы и пути их решения

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения

Адаптация внешних трудовых мигрантов на российских производственных предприятиях: проблемы, пути решения

Задать вопрос