На протяжении многих лет актуальным считается рассмотрение вопросов регионального экономического роста.
Эта проблема, несомненно, обусловлена продолжающимся финансово-экономическим кризисом, охватывающим все отрасли экономики, а также наложенными санкциями на ввоз и вывоз определенных товаров, работ и услуг между странами, снижением количества или в целом ликвидацией организаций, предприятий, субъектов малого предпринимательства, уменьшением уровня валового регионального продукта.
Цель проводимого исследования — актуализация рассмотрения вопросов территориального развития субъектов РФ, муниципальных образований, городов.
Объект исследования — территории опережающего развития в теоретическом аспекте.
Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации— экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлеченияинвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.
В условиях нестабильности экономической ситуации на макро- и микро-уровнях в Российской Федерации становится актуальным создание территорий опережающего развития на базе существующих регионов наиболее приспособленных к данному развитию в минерально-сырьевом аспекте, стабильности трудовых ресурсов, стабильности финансовых потоков, инвестиционно- привлекательными.
Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет порешениюПравительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации [1].
Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации [1].
Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:
1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;
2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;
5) при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности [1].
Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации,:
1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;
2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;
3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;
4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.
Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Одним из важных вопросов при создании территорий опережающего развития является:
- Привлечение иностранных инвестиций в развитие создаваемых территорий;
- Привлечение иностранных мигрантов трудоспособного возраста для проживания и работы на создаваемых территориях.
ТОР создаются, но в силу ограниченности ресурсов (особенно трудовых — за последнюю четверть века субъекты РФ потеряли четверть коренного населения) этот процесс приведет не к росту производства и инвестиций в регионе, а лишь к их территориальному перераспределению.
Новые территории и производства в ТОР будут развиваться; все остальное приходит в еще больший упадок, так как производства вне этих территорий просто остаются без ресурсов и становятся во всех отношениях неконкурентоспособными по сравнению с предприятиями, действующими (в ТОР) в льготных условиях хозяйствования.
При осуществлении деятельности ТОР наблюдается ряд преимуществ и недостатков.
В частности, у резидентов ТОР выручка от реализации контрактов с градообразующим предприятием или его дочерними структурами не должна превышать более 50 % от общего объема годовой выручки, реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы более 25 % от общей численности занятых, в результате реализации инвестпроекта не предусматривается производство и реализация подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также производство сырьевых товаров (нефти, природного газа, круглого леса), развития торговли и операций с недвижимостью. То есть, акцент сделан на развитие исключительно производств с глубокой переработкой сырья.
В чем же преимущества ТОР перед традиционными мерами поддержки моногородов? Резидентам ТОР могут быть:
1) установлены льготные ставки арендной платы за пользование недвижимым имуществом;
2) могут быть в полной мере применены особые режимы налогообложения, как в части федеральных, так и региональных налогов и сборов. Резиденты ТОР освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога;
3) в отношении резидентов может быть установлен особый режим государственного контроля (надзора);
4) для резидентов применяются особые правила приоритетного и льготного подключения к объектам инфраструктуры;
5) резидентам ТОР в расширенном объеме и в льготном режиме осуществляется предоставление государственных услуг;
6) в отношении резидентов применяются процедуры свободной таможенной зоны.
Литература:
- Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Дмитриев Ю. А. Региональная экономика: учебник / Ю. А. Дмитриев, Л. П. Васильева. — М.: КНОРУС, 2015. — 264 с.
- Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 280 с.