Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета
Володина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Московский политехнический университет
В статье рассматриваются способы формирования терминологической базы английского языка по инновационной деятельности у студентов, магистрантов и аспирантов вуза.
Ключевые слова: новации, открытия, изобретения, патенты, новая техника, методы труда, методы управления
Только человеческий интерес служит движущей силой науки.
В. Е. Фортов
В настоящее время особую важность приобретает разработка инновационных товаров, процессов, услуг и их коммерциализация. Под готовностью специалиста к инновационной деятельности понимается интегративная совокупность свойств и качеств личности, предполагающая владение:
‒ общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями;
‒ современной методологией профессиональной творческой деятельности;
‒ сформированными инструментами познания (творческим мышлением);
‒ развитыми профессионально значимыми личностными качествами.
Особая роль при формировании готовности студентов, магистрантов и аспирантов к инновационной деятельности отводится иностранному языку. Основной целью изучения иностранного языка на современном этапе является достижение практического владения им, что позволяет использовать его в профессиональной деятельности, включая инновационную. Терминология по инновационной деятельности регламентирована документами как в России, так и за рубежом. Владение иностранным языком в настоящее время рассматривается как важный фактор профессионального становления специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Конкурентоспособность специалистов и конкурентоспособность фирм взаимосвязаны и взаимозависимы. Под готовностью к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности принимаем: владение видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование) при решении профессиональных задач (создание инновационных продуктов, процессов и услуг и их коммерциализация).
Инновационная деятельность — это деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата пригодного в практическом использовании. Инновационная деятельность включает в себя все виды работ по созданию инновационных продуктов, процессов, услуг и их коммерциализации [1, c.358]. Следует отметить, что определение понятия «инновация» у различных авторов трактуется по-разному [2, с.317].
Под новацией понимается новшество, доведенное до уровня практического применения. Новшество — новая идея, порядок, метод и др. [1, с.360.]
Для наиболее полного понимания терминологии используется иллюстративный материал [3, c.387], виртуальные тренажеры. Понимание сущности экономических процессов и роли инноваций в них дает возможность студентам более осознанно работать с большими объемами информации (в том числе с патентами), анализировать её и делать выводы [4, c. 74]. Тематика дискуссий [5, c. 43] определяется с учетом коммуникативных потребностей будущих специалистов и коммуникативно-значимых тем [6, c.199], расширяет их кругозор и мотивирует на самообразование и саморазвитие. Использование вопросо-ответного развивающего приема способствует активизации познавательной деятельности и формированию «инструментов» деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование) и познания — операций мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация), форм мышления (суждение, понятие, умозаключение), функций дискурсивного мышления (индукция, дедукция) [7, c.107–108].
Рассмотрим новации как объекты интеллектуальной, информационной, научно-технической, производственно-технологической деятельности и промышленной собственности. На рис. 1 изображены новации как объекты интеллектуальной деятельности. Это открытия, изобретения, патенты, научные отчеты и доклады, описание технологий, проекты. На рис.2 изображены новации как объекты производственно-технологической деятельности. Это новая техника, методы труда, методы управления, технические решения и инженерные решения. На рис.3 изображены новации как объекты научно-технической деятельности. На рис.4 изображены новации как объекты промышленной собственности.
Pис. 1. Новации как объекты интеллектуальной деятельности
Novations as objects of intellectual activity
Рис. 2. Новации как объекты производственно-технологической деятельности
Novations as objects of production and technological activity
Рис. 3. Новации как объекты научно-технической деятельности
Novations as objects of scientific and technical activity

Рис. 4. Новации как объекты промышленной собственности
Novations as objects of industrial property
Таким образом, формирование терминологической базы английского языка по инновационной деятельности способствует расширению профессионального тезауруса специалиста и активизирует процесс формирования компетенций (они междисциплинарны, многофункциональны и межпредметны) в образовательной среде вуза, обеспечивающей оптимальные параметры образовательной деятельности вуза в целевом, содержательном, процессуальном и результативном аспектах.
Литература:
- Зиновкина М. М., Андреев С. П., Гареев Р. П. Решение творческих управленческих задач с применением ТРИЗ в инновационном менеджменте. Инновационные и технические системы. Учебное пособие. — М.: МГИУ — 2004. — 366 с.
- Володина И. В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе. Молодой ученый — 2012. — № 8. — С. 315–318.
- Володина И. В. Формирование профессионально-направленной подготовки специалистов (инженеров) средствами английского языка с применением педагогических игр. Молодой ученый — 2013. — № 8. — С. 385–387.
- Володина Е. В., Володина И. В. Формирование готовности к инновационной деятельности как средство профессионализации студентов вуза. Известия Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота. — 2015. — № 3 (33). — С. 75–77.
- Володина И. В., Володина Е. В. Формирование готовности студентов вуза технических и экономических специальностей к инновационной деятельности средствами иностранного языка. — В.: Вестник Воронежского Государственного Университета: Проблемы высшего образования» — 2016. — № 1 — C. 43.
- Володина И. В. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности средствами иностранного (английского языка) в образовательном процессе вуза Образование, наука, научные кадры. — Юнити-ДАНА. — 2014. — № 1. — С. 198–201.
- Володина Е. В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: Дисс. кандидата пед. наук Москва, 2008. — 159 с.