The paper deals with the study of the psychological characteristics of the men of military age with hypertension. The study of 128 people participated. Surveyed with hypertension significantly longer respond to the tests. Reflexivity is a predictor of the formation of arterial hypertension.
Keywords:arterialhypertension, a conscript, reflection
Военная служба является особым видом деятельности, предъявляющая к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [9, 14, 15].
Существующая система профессионального отбора, ориентированная на использование бланковых психологических методик показала свою эффективность [7, 14, 16, 18–20], тем не менее, во многих случаях целесообразно дополнительно исследовать психофизиологическое характеристики призывника [4, 6, 13]. Одним из таких показателей является длительность выполнения тестов, свидетельствующая об уровне рефлексии обследованного [11, 22]. В современной психологической науке рефлексия обозначается как обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. [1, 5, 21].
Повышение артериального давления — это нормальная реакция человека на стресс, однако, при нарушении психической регуляции происходит стойкое его повышение с формированием заболевания [2, 3, 10, 17]. При этом показано, что при артериальной гипертензии психофизиологические изменения определяются раньше клинических проявлений [12, 23], что и являлось целью исследования.
Организация иметоды исследования.
Обследовано 128 мужчин призывного возраста от 18 до 26 лет, из них n=65 с нормальными и оптимальными показателями АД (САД 110–129 / ДАД 75–84 мм рт. ст.) (1 группа); n=63 с АГ 1 степени (САД 140–159 / ДАД 90–99) (2 группа). Использовались методики: «Самочувствие, активность, настроение» (САН), методика изучения особенностей темперамента (опросник Я.Стреляу) [8]. Определялось время выполнения методик.
Сравнительный анализ проводился с использованием критерий t-Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Полученные результаты иих обсуждение.
Результаты методики изучения особенностей темперамента (опросника Я.Стреляу) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов методики изучения особенностей темперамента обследованных
Показатель |
Группа 1 (Норма) (х±s) |
Группа 2 (АГ 1) (х±s) |
Возбуждение, балл |
60,52±10,56 |
59,86±9,96 |
Торможение, балл |
67,72±16,35 |
69,13±13,47 |
Подвижность, балл |
59,68±9,92 |
58,71±11,35 |
Уравновешенность, балл |
94,97±29,15 |
88,97±17,90 |
Баланс нервных процессов, % |
0,95±0,29 |
0,89±0,18 |
Длительность, сек |
630,63±213,97 |
699,81±194,01* |
Примечания: * — различия в группах статистически значимы
Выявлено, что обследованные с АГ статистически значимо (р<0,05) дольше отвечали на тест Стреляу, что свидетельствует о более высокой рефлексивности данных обследованных по сравнению с обследованными с нормальными показателями АД.
Что и приводит к более длительному выполнению теста обследованными с АГ.
Результаты методики САН в группах обследованных представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов методики САН обследованных
Показатель |
Группа 1 (Норма) (х±s) |
Группа 2 (АГ 1) (х±s) |
Самочувствие, балл |
6,54±1,09 |
6,87±1,07 |
Активность, балл |
6,23±0,96 |
6,40±1,06 |
Настроение, балл |
7,06±0,97 |
6,95±1,07 |
Длительность, сек |
94,37±32,19 |
110,54±42,62* |
Примечания: * — различия в группах статистически значимы.
Выявлено, что обследованные с АГ статистически значимо (р<0,05) дольше отвечали на тест САН, что свидетельствует о более высокой рефлексивности данных обследованных по сравнению с обследованными с нормальными показателями АД.
Отсутствие значимых различий в психологических характеристиках демонстрирует на сложности диагностирования АГ на начальных стадиях. Тем не менее, для обследованных с АГ характерным является такое качество как рефлексивность, которая является предиктором формирования артериальной гипертензии.
Выводы.
- Обследованные с артериальной гипертензией статистически значимо дольше отвечают на тесты.
- Рефлексивность является предиктором формирования артериальной гипертензии.
Литература:
- Глазырина Т. М., Порожников П. А., Ятманов А. Н. Личностные особенности мужчин призывного возраста // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 4–2. — С. 21–23.
- Глазырина Т. М., Солодков А. С., Кулыгин С. В. и др. Особенности вклада внутренней картины болезни и класса заболевания на уровень нервно-психической адаптации пациентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136). — С. 218–221.
- Глазырина Т. М., Ятманов А. Н., Юсупов В. В., Ятманова Т. М. Патогенетические особенности влияния отношения к болезни и артериального давления на нервно-психическую адаптацию военнослужащих // Клиническая патофизиология. — 2014. — № 2. — С. 36–39.
- Дорофеев И. И., Корзунин В. А., Овчинников Б. В. и др. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5. № 2 (18). — С. 113–120.
- Днов К. В., Тарумов Д. А., Ятманов А. Н. Особенности отношения к болезни соматических больных и больных неврозами // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2012. — Т. 7. № 2. — С. 632–633.
- Дрынкина Т. И. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс непрерывного обучения // В сборнике: Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы развития Материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Н. Н. Кузьмин (ответственный редактор). — 2013. — С. 9–11.
- Дрынкина Т. И. Формирование морально-нравственной ответственности в профессиональной деятельности как важный аспект системы непрерывного образования // В сборнике: Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы развития Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. Н. Кузьмин. — 2012. — С. 127–131.
- Зайцев А. Г., Смуров А. В., Зайцев Г. К. Психолого-педагогическое обеспечение здоровья военнослужащих // Военно-медицинский журнал. — 2010. — Т. 331. № 3. — С. 53–55.
- Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации // диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург. — 2001
- Лобачев А. В., Ятманова Т. М., Ятманов А. Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2012. — Т. 7. № 1. — С. 127–128.
- Овчинников Б. В., Богданова Л. В. Психическое здоровье: диагностика и коррекция // Профилактическая и клиническая медицина. — 2006. — № 2. — С. 168–170.
- Порожников П. А., Федоров Е. В., Ятманов А. Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно — морского флота в зависимости от вида деятельности // Новая наука: От идеи к результату. — 2016. — № 1–2 (60). — С. 16–18.
- Солодков А. С., Федоров Е. В., Днов К. В. и др. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 12 (130). — С. 318–322.
- Солодков А. С., Юсупов В. В., Днов К. В. и др. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 254–258.
- Солодков А. С., Юсупов В. В., Днов К. В. и др. // Медико-психологическое сопровождение кандидатов на поступление в военный вуз // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 258–263.
- Солодков А. С., Юсупов В. В., Чернега И. М. и др. Медико-психологическое сопровождение обучающихся призывного возраста // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 6 (124). — С. 247–250.
- Солодков А. С., Юсупов В. В., Чернега И. М. и др. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих первого года службы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 9 (127). — С. 241–246.
- Федоров Е. В., Глазырина Т. М., Дорофеев И. И. и др. Развитие адаптационных характеристик личности курсантов в процессе обучения в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 326–329.
- Федоров Е. В., Днов К. В., Дорофеев И. И. и др. Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 324–326.
- Федоров Е. В., Дорофеев И. И., Корзунин В. А. и др. Динамика индивидуально-психологических особенностей курсантов в процессе обучения в военном вузе // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 2. № 5. — С. 144–147.
- Шевченко М. И., Королева Н. И., Шемякина Е. Ю. и др. Воспитание гражданина России // К 70-летию Великой Победы. — Санкт-Петербург. — 2015.
- Ятманова Т. М., Ятманов А. Н., Лобачев А. В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2011. — Т. 6. № 1. — С. 521–522.
- Ятманов А. Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией // диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / ГОУВПО «Военно-медицинская академия». Санкт-Петербург. — 2010