Развитие социальной активности детей остается одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.
Перед педагогами стоит проблема поиска форм и методов работы, которые бы могли стать одним из эффективных способов формирования и развития социальной активности детей. Применяя в своей работе метод проектов, обращает на себя внимание тот факт, что метод проектов может не только расширять рамки образовательного процесса, формировать различные ключевые компетенции, но может являться одним способов эффективной работы по формированию социальной активности в школьном коллективе.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning). Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, — необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [1.] Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Евгении Семеновны Полат.
Проект «Планета без пакета» проводился на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Олекминска Республики Саха (Якутия) и стал одним из совместных проектов между МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» и школой. Работа проводилась в рамках экологического направления Центра «Зеленые школы Олекмы» и тематического планирования по предмету «Технология».
Проведем описание проекта по наиболее полной классификации предложенной профессором Е. С. Полат [2. стр.71–76], по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий вид деятельности: информационный, практико- ориентированный проект;
2) предметно-содержательная область: межпредметный проект — экология и технология;
3) характер координации проекта: непосредственный, гибкий;
4) характер контактов: внутренний, объединил участников из одной школы;
5) количество участников проекта: групповой проект;
Таблица 1
Участники проекта «Планета без пакета» по классам
№ |
Классы |
Количество участников |
1 |
6 «А», 6«Б» |
22 |
2 |
7 «А», 7 «Б», 10 класс |
26 |
3 |
5 «А», 5 «Б» |
21 |
Всего участников |
69 |
6) продолжительность проекта: средней продолжительности, с 11 марта по 12 апреля 2016 года.
Цель проекта— формирование бережного, рационального использование природных ресурсов и развитие социальной активности учащихся, благотворительности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с влиянием пластика на экологию планеты, альтернативными путями решения проблемы по сокращению использования пластиковых пакетов в хозяйственной деятельности семьи.
- Создать условия и консультативно- методическое сопровождение учащихся при моделировании и создании эко-сумок в технике лоскутного шитья.
- Активизировать работу ученического совета самоуправления школой.
Этапы проекта
Подготовка проекта. До начала проекта было проведено согласование по организации проекта в учебное время на базе МБОУ СОШ № 2, между руководителями учреждений. Затем произошло планирование совместной деятельности по проекту между организаторами, с учетом содержания учебного плана по предмету «Технология» и плану работы «Зеленые школы Олекмы» для учащихся 5,6,7 классов. Разработан план совместной деятельности по проекту.
Запуск проекта. Организаторы конкурса детей познакомили детей с проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Для этого была подготовлена презентация в программе MicrocoftOfficeWord 2007 «Планета без пакета» педагогом организатором Закировой Гульнарой Фатыховной. В презентации содержится информация обращающая внимание детей на физико-химические особенности данного синтетического материала:
– срок окончательного распада полиэтилена оставляет около 100–400 лет;
– при сжигании выделяет вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека;
– менее 1 % пластика, были переработаны для повторного использования;
– почти каждый кусочек, произведенного пластика, до сих пор существует.
Также были приведены данные и представлена карта о том, что в мировом океане на сегодня образовано, как минимум, 5 «бассейнов пластикового мусора», некоторые из которых по размерам превышают США и Францию. В одном только в Средиземном море плавает порядка 250 миллиардов пластиковых частиц. Все это вызывает гибель обитателей океана и прибрежных вод.Сделан анализ мирового опыта отказа от пластиковых пакетов. Например, запрет на использование пластиковых пакетов в Италии, Китае, Индии, отказ от пластиковой упаковки в пользу более экологичной бумажной и холщовой во многих странах Европы. На одном из слайдов была представлена информация об альтернативных подходах к решению проблемы загрязнения окружающей среды пластиком: переработка, утилизация, замена набиоразлагаемые пакеты, бумагу, многоразовые сумки [3]. Учитывая опасность дальнейшего загрязнения окружающей среды пластиковыми пакетами ребятам было предложено принять участие в проекте «Планета без пакета» и вложить свой вклад в охрану окружающей среды.
Выполнение проекта. Далее начинался самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом — это работа по подбору материалов для эко-сумок, создание творческих эскизов, формирование собственного мнения и суждения по процессу проектирования сумок, использования вторичных материалов для лоскутного шитья, проблеме сохранения окружающей среды. Именно на этом этапе происходила основная работа учителя со своими учениками, обсуждались промежуточные результаты, корректировались ошибки в технологическом процессе.
Учащиеся были ознакомлены с техникой лоскутного шитья. [4. с.170–177, 5], были предложены различные варианты изготовления сумок из вторичного сырья. Ребята выполнили самостоятельно моделирование сумок. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, начинался технологический процесс изготовления сумок из вторичного сырья по эскизам. Были использованы ранее полученные знания о машинных швах: двойной, в подгибку с закрытым срезом, настрочный.
Таблица 2
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий из вторичных материалов. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии. |
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить сумку, прихватку, выполнить вышивку и т. д. |
Помимо творческого начала в работе, присутствовал контроль педагогом технологического процесса на аккуратность, и правильность обработки изделия. Затруднения, при реализации творческого задания, возникали при обработке изделия из различных по структуре и плотности материалов. Каждый из учащихся реализовал свой проект сумки из использованных материалов. Учитель обозначил тему так, что учащиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проект.
Завершение проекта. После завершения изготовления эко-сумок состоялся совет старшеклассников школы, на котором было решено организовать благотворительную ярмарку. Полученные при реализации проекта деньги отправить на реабилитацию сестер близнецов, находящихся на домашнем обучении при МБОУ СОШ№ 2 г. Олекминска. Дети вернулись домой после сложной операции и для их восстановления требовались денежные средства.
Рис. 1. Благотворительная акция «Планета без пакета»
При проведении анализа мероприятия участниками и организаторами проекта было отмечено ряд положительных моментов: развитие социальной активности учащихся, умение работать в команде, повышение личной уверенности учащихся, коммуникабельности и умения сотрудничать, при организации работы по проекту у педагога есть возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам, играя роль консультанта и помощника.
В заключении хочется отметить, что все ребята, участвующие в проекте, гордятся своей работой и хотели бы еще принять участие в интегрированных проектах. Мы считаем, что основное достоинство интегрированных проектов не только в том, что они позволяют формировать различные ключевые компетенции, но и могут являться одним способов эффективной работы по формированию социальной активности в школьном коллективе.
Литература:
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с. Стр. 71–76
- Методические материалы. Зеленые школы. Февраль-2013 — Letopisi.ru
- Синица И. В. «Технология. Технологии ведения дома» Программа 5–8 классы. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2014г., -191 с. Стр. 170–177
- Синица И. В. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технологии ведения дома».– М.: Издательский центр «Вентана — Граф», 2014 г.