В последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества выпускников, выбирающих для сдачи в форме ЕГЭ экзамен по обществознанию. Это объясняется его ролью, какосновного для поступленияна гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, широким спектром специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих направлений деятельности.
Подготовка к ЕГЭ по предмету не дело нескольких месяцев, а систематическая целенаправленная учебная деятельность, организованная с момента изучения предмета.
Учитель должен обратить внимание на несколько моментов, важных для изучения предмета и подготовки к экзамену:
− школьники должны быть знакомы с правилами работы с различными видами тестов;
− с правилами письменного ответа на определенные задания;
− с правилами составления плана текста;
− алгоритмом написания эссе;
− хорошо ориентироваться в теоретических положениях различных разделов курса, знать основные понятия и термины, применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук и т. д.;
− учащиеся должны быть ознакомлены со структурой демонстрационной версии ЕГЭ по обществознанию, критериями оценивания заданий, правилами заполнения бланков.
Для выполнения тестовых заданий у учащихся должна быть сформирована определенная «тестовая культура». Школьник должен понимать, что задания теста необходимо прочитать внимательно, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых вариантов ответа, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву [4].При этом внимание учащихся необходимо обратить на наличие в заданиях ключевых слов («всегда», «при любых обстоятельствах», «для любого типа», «только», «прежде всего т. д.). Иногда в вопрос включаются отрицательная частица «не». При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимание на их наличие в вопросе, поэтому выполняют тест неправильно.
Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда ответов 2 правильных, характеризующих объект, явление, или найти 1 обобщающее понятие.
Овладение этой технологией возможно только при систематическом использовании тестов для оперативной проверки знаний на каждом уроке (что актуально для учителей обществознания при наличии в учебных планах школ 1 часа в неделю для изучения обществознания). Хорошим подспорьем для учителя являются выпускаемые издательством «Экзамен» тесты из серии «Экспресс-диагностика для всех классов, где имеются тесты (несколько вариантов) по изученным темам, а также задания повышенной сложности. Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.Тестовые задания удобно использовать на уроках в качестве повторения или для закрепления изученного материала, а в начале следующего урока — для одновременного и быстрого включения учащихся в работу [1].
Школьники должны быть научены правилам письменного ответа на поставленные вопросы:
− прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обращать внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т. п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т. п., но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т. д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть) [2].
− обратить внимание на наличие подвопросов (часто учащиеся отвечают на последнюю часть вопроса, забывая о предыдущих).
− последовательно, логично и кратко отвечать на каждую часть вопроса.
Систематическое использование заданий подобного типа на уроках обобщения и систематизации знаний, при выполнении домашних заданий позволит учащимся подойти к экзамену во всеоружии. Неоценимую помощь педагогу в подборе заданий к урокам окажут следующие электронные ресурсы: Открытый банк заданий ЕГЭ на ФИПИ http://www.fipi.ru/ [3], Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/ [5] и печатные издания: Котова О.А, Лискова Т. Е. Обществознание. Тетрадь–тренажер. (9,10,11 классы) — М.: Издательство «Просвещение», 2016 г., Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию (10, 11 классы) — М.: Издательство «Экзамен», 2016 г. (Серия «Учебно-методический комплект), рабочие тетради на печатной основе для 5–9 классов издательства «Просвещение».
Формирование компетенций для выполнения задания 28 (подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме) необходимо начинать еще в 5 классе при изучении пропедевтического курса обществознания и возвращаться к этому постоянно, предлагая учащимся задания на составление плана определенного пункта параграфа, учебного текста, всего параграфа, а также плана изученного материала по конкретной теме при повторении, закреплении и систематизации знаний. Любой план должен отражать специфику темы [2]. В ЕГЭ данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. С его помощью проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определённой темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете, осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Можно предложить следующий алгоритм составления плана:
- Понятие, сущность...
- Характерные черты, основные принципы
- Специфические признаки...
- Важнейшие задачи, основные функции...
- Формы, типы, виды, классификации...
- Структура...
- Основные этапы, стадии развития...
- Особенности развития...
- Тенденции развития в современном мире, в РФ
- Значение... в развитии общества, личности [6].
Или
- Понятие об объекте (само определение писать не надо).
- Характерные черты (признаки)объекта.
- ______________
- ______________
- ______________
- Функции объекта
- ______________
- ______________
- ______________
-
Формы (виды, типы) объекта
- ______________
- ______________
- ______________
- Особенности объекта в современную эпоху.
- Проблемы становления объекта в современной России [7].
К работе по написанию эссе целесообразно приступать в 10 классе (изучаемые темы актуальны, вызывают интерес учащихся). Для этого стоит познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к написанию эссе, критериями оценки эссе, изучить несколько эссе разного качества. Отметить с учащимися их плюсы и минусы. Затем предложить самим поработать с темой. Особый интерес (в контексте изучаемого учебного материала) вызывает высказывание В. Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», с него и начинаем. Учащимся предлагается определённый алгоритм написания эссе [5]:
- Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
- Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами.
- Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Учащиеся при самостоятельной работе в эссе могут воспользоваться помощью сайта http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/ Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки, где доступным образом излагается структура и логика написания эссе, даются рекомендации по использованию фраз-клише при формулировке актуальности проблемы, основной мысли высказывания, определению своей позиции к высказыванию, аргументации собственного мнения, формулированию вывода [8]. Обычно данный материал распечатывается и хранится в рабочей тетради учащихся.
Можно предложить школьникам для удобства работы составлять следующую таблицу с идеями [8]:
|
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский) |
|
Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации. |
|
Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. |
|
Человек — живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности. |
|
|
Сдать ЕГЭ по обществознанию не представляется возможным без хорошего владения понятийным аппаратом курса и его основных теоретических положений. Для мотивации школьников к систематической работе с понятиями и терминами важно регулярно организовывать терминологические диктанты, терминологические разминки, индивидуальные задания при опросе домашнего задания по типу «объясните термины», «соотнесите понятиях и их определения», зачеты по изученной теме.
Изучать с учащимися обществоведческие темы желательно в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель [2].
При изучении учебного материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, т. е. представлять школьникам план изложения. Необходимо включать учащихся в работу с текстом учебника, применять комментированное чтение, отвечать на вопросы к тексту. Это дает понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы [2].
В течение учебного года, предшествующего сдаче экзамена, необходимо организовать проведение нескольких школьных пробных тестирований по предмету в форме ЕГЭ (стартовое, промежуточное, итоговое), имеющих целью ознакомления учащимся с содержанием контрольных измерительных материалов и правилами заполнения бланков ЕГЭ, формирование психологической устойчивости, выявление пробелов в знаниях учащихся, определения стратегии подготовки к экзамену для каждого учащегося.
Подобным образом организованная учебная деятельность на уроках и дополнительных занятиях позволит мотивированным учащимся уверенно сдать ЕГЭ и успешно и поступить в избранное ими высшее учебное заведение.
Важнейший комплекс умений, приобретенный учащимися в ходе изучения обществознания и подготовки к ЕГЭ по предмету, будет востребован для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Литература:
- Королькова Е. С. Коваль Т. В. Обществознание: 7 класс: экспресс-диагностика. ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Лискова Т. Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по обществознанию: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/
- Открытый банк заданий ЕГЭ на ФИПИ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/.
- Применение тестовых заданий на уроках биологии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/d.
- Решу ЕГЭ Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/.
- Составление сложного плана (ЕГЭ обществознание) https://infourok.ru
7. Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/
- Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/.