Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Утебаева, А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности / А. Д. Утебаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 403-406. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35179/ (дата обращения: 17.10.2024).



Образование есть важнейший фактор развития общества. Важность вопросов образования, в основе которого находится общеобразовательная школа, является настоятельной и объективной необходимостью.

В начале 1960-х годов на повестку дня вновь был поставлен вопрос о переходе ко всеобщему среднему образованию и необходимости обновления его содержания. В 1964 г. АН СССР и АПН РСФСР создается Центральная комиссия по определению содержания образования в средней школе, которой поручили разработать проекты переработанных проектов учебных планов и программ средней школы и научно-методические рекомендации по их реализации в жизнь.

В 1960/1961 учебном году в 424 школах обучалось 127767 учащихся и работало 5701 учитель. В последующие годы очень быстрыми темпами стала расти сеть средних школ. Так, в 1960/1961 учебном году средних школ было 83, В 1959–1965 уч. году было построено и введено в действие 90 общеобразовательных школ, в восьмой — 51, девятой — 50, десятой — 43 и одиннадцатой — 25 [1].

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся, создать условия для повышения качества учащихся.

Результаты и выводы комиссии легли в основу директивного партийно-правительственного постановления «О мерах улучшения работы средней общеобразовательной школы от 10 ноября 1966 г., которое стало обязательным к исполнению для руководства всех союзных республик. В феврале 1967 г. ЦК и Совет министров Казахстана приняли совместные постановления о реализации указаний из Москвы, где точно также указывалось на необходимость введения в школах новых учебных планов и программ.

В Казахстане была создана республиканская комиссия, которая на основе материалов центральной комиссии притупила к составлению учебных планов и программ для казахских и уйгурских школ. В феврале 1967 г. министерство просвещения утвердила типовой учебный план для средних общеобразовательных школ с русским, казахским и уйгурским языками обучения». Одновременно был составлен план перехода на новые программы и введения новых школьных учебников. Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому языку для русских школ, природоведению, истории и этнографии Казахстана. По остальным предметам работа осуществлялась по общесоюзным программам и переводным с русского языка учебникам.

В соответствии с графиком перехода на новые учебники к началу 1967/68 учебного года были созданы оригинальные пробные ученики для первого класса — «Букварь» (3. Айтенова, М. Жубанова, М. Турежанов), «Грамматика для 1-ого класса (Рамиров, А. Бакирова), «Родная речь» (3. Бейсенбаев, Т. Кордабаев), «Букварь» на русском языке (Р. Д. Есенжолова, И. И. Хмелевский), которые прошли апробацию в двухстах школах республики.

В 1960г. происходило увеличение контингента учащихся. Согласно объяснительной записки, а также плана проекта на 1956–1960 гг. в Карагандинской области насчитывалось 706 школ, в т. ч. в сельской местности — 473, в городах и рабочих поселках — 233. Из них 268 были начальные школы, 281 — семилетние и 157 средние школы. Это было связано с увеличением числа детей в 1–4 классах, а также введения всеобщего обязательного среднего обучения, как в городе, так и в сельской местности, в связи, с этим возросло и число учащихся 8–10 классов. Данная ситуация вызвала необходимость в увеличении количества ученических мест в школах, а также увеличение школьных площадей и потребность нового школьного строительства [2].

Согласно материалам о состоянии образования в Карагандинской области за 1962 г. общее количество школ в г. Караганде составило 102 школы с охватом учеников 78012 учеников, в г. Темиртау количество школ — 21, количество учеников — 17047, в г. Балхаше количество школ — 41, количество учеников — 15383, в г. Джезказгане количество школ — 24, количество учеников — 13031, в г. Абае количество школ — 11, количество учеников — 6433.

В 1963 г. в Карагандинской области в общеобразовательных школах, включая школы рабочей и сельской молодежи обучалось 272,3 тыс. чел. Был осуществлен переход к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию. Восьмилетнюю школу окончили 3,7 тыс. чел., среднюю школу окончили 2,3 тыс. чел. В школах-интернатах, в школах и группах с продленным днем насчитывалось 17,7 тыс. чел.

Общее число школ в городах и рабочих поселках в 1963 г. составило 272, из них, начальных — 47, восьмилетних – 135, средних — 90. Общий контингент учащихся составил 176490 чел., включая учащихся 14 школ-интернатов с контингентом — 5296 чел. Кроме этого в области работали 4 школы с продленным днем с контингентом учащихся — 891 чел. [3].

В 1963 году выпуск 8-х классов составил — 9261 чел., прием в 9-е классы составил — 6504 человек. Из 2760 учащихся выпускников 8-х классов, часть поступили в техникумы, средние специальные учебные заведения, училища профтехобразования, остальная часть устроилась на работу в промышленных предприятиях, строительство.

Средние школы окончили 1716 чел., из них поступили в ВУЗы — 576, в техникумы и другие средние учебные заведения — 124 человека, в училища и школы профессионально-технического образования – 25, работали на предприятиях промышленности строительства, транспорта и связи — 530 чел., в колхозах, совхозах и отделениях сельхозтехники — 68 чел., культурно-просветительской работе — 105 чел., и др. учреждениях — 164 чел. Прием в первый класс в 1963г. составил — 23485 учащихся.

В 1963 г. в Карагандинской области в высших, средних учебных заведениях обучалось 25,4 тыс. чел., из них 13,8 тыс. чел. обучалось в высших учебных заведениях, принятых на дневные отделения высших учебных заведений, 47 % составляли лица со стажем со стажем практической работы не менее двух лет. Без отрыва от производства обучались 35,8 тыс. человек, в том числе в вузах и техникумах, в школах рабочей и сельской молодежи — 23,6 тысячи. В целом высшие учебные заведения выпустили 1300 молодых специалистов, в том числе 365 инженеров, 437 врачей [4].

В 1966 г. в г. Балхаше было 47 общеобразовательных школ, из них 14 средних, 15 восьмилетних, 19 начальных. В них обучалось свыше 19 тысяч учащихся. В школах работало 960 учителей. Функционировали музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа, Дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, 5 детских дошкольных учреждений. В 1970 г. в г. Балхаше — 34 общеобразовательных школ, из них 16 средних, 12 восьмилетних, 6 начальных. В них обучалось около 19 тысяч учащихся. За четыре годы были реорганизованы в средние 2 восьмилетние школы № № 26,21, закрыты малокомплектные начальные школы № № 12, 19,28, 33, 15, филиал восьмилетней школы № 6 п. Наурызбай, начальная школа № 28 была реорганизована в восьмилетнюю. Улучшился и качественный состав преподавателей, в 1970 г. уже 1058 чел. 556 из них имели высшее образование, 381среднее-специальное. Анализ итогов учебно-воспитательной работы показывает рост успеваемости, качество знаний, сокращение отсева. Если в 1968–69 уч. году в вузы поступило 22 % выпускников, то в 1969–70 уч. году 28 % [5].

На рубеже 1970–80-х гг. Советский Союз вступил в полосу экономического застоя, который отрицательно сказался на духовной и культурной жизни общества и на развитии образования.

Предкризисное состояние образования было обусловлено наличием субъективных факторов и объективных причин. Прежде всего, следует отметить сокращение доли расходов на образование в структуре государственного бюджета. Одержал верх, так называемый остаточный подход, когда на развитие образования направлялись те средства, которые оставались по удовлетворения нужд промышленности, сельского хозяйства и армии. Начиная с 1970 г. доля расходов на образование в союзном госбюджете постоянно сокращалась: в 1970 г. — 12,8 %, 1980 г. — 10,5 %, в 1985 г. — 9,8 %. Аналогичная тенденция была присущей для всех союзных республик и различия носили несущественный характер.

Предкризисное состояние системы образования усугублялось также такими факторами, что сокращение доли расходов на образование совпало с периодом роста инфляционных процессов и, так называемого «бэби» бума (от английского baby -ребенок), в особенности в республиках Средней Азии и Казахстана. Материально-техническая база учреждений народного образования стала испытывать серьезные проблемы в обеспечении учащихся достаточным количеством учебных мест в школах, училищах, техникумах и вузах.

В 1970 году количество людей, имеющих образование увеличилось. По этому показателю Карагандинская область заняла в 1970 году Ш место, после Кзылординской (755 чел.) и Гурьевской (717 чел.) областей, не считая г. Алма-Аты. Причем, среди мужчин этот процесс шел более интенсивно. Так, если среди мужчин этот показатель увеличился на 233 пункта, то у женщин — на 169, хотя в 1959 году среди женщин, занятых в народном хозяйстве и имеющих образование этот показатель был выше на 59 пунктов. Таким образом, преимущественно мужская направленность занятости в регионе и сравнительно ограниченное применение женского труда в промышленности, по сравнению с мужским, снизило показатель образованности женщин за межпереписное десятилетие на 11 пунктов.

Процесс повышения образовательного уровня наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Среди мужчин этот процесс идет более интенсивно в городах. Так, если за этот период в городской местности этот показатель повысился среди мужчин на 241пункт, то в сельской — на 201 (разница 40 пунктов). Ощутимая разница в 1959 году по этому показателю была среди женщин, проживающих в городе и на селе (571 и 377 соответственно). Однако, более высокие темпы увеличения этого показателя за данный период именно у женщин сельской местности. Так, если у горожанок этот показатель увеличился на 152 пункта, то у сельчанок — на 202.

По общественным группам самый высокий уровень образования в 1970 г. у служащих (944 промилле). Необходимо отметить более высокие темпы роста этого показателя у колхозников. Так, если за период с 1959–1970 гг. уровень образования рабочих повысился на 181 пункт, служащих — на 63 пункта, то у колхозников — на 351. Более высокие темпы повышения образовательного уровня у мужского населения, это видно при анализе общественных групп населения [6].

Так, если в городской местности среди рабочих-женщин образовательный уровень в 1959 г был выше, чем у мужчин на 8 пунктов, то в 1970 г., наоборот, у мужчин этот показатель стал выше, чем у женщин на 70 пунктов. Среди служащих женщины продолжают лидировать по этому показателю как в 1959, так и в 1970 году. Однако разница между мужскими и женскими показателями значительно уменьшилась — с 34 чел. в 1959 году, до 4 чел. в 1970 году.

В рассматриваемый период значительно повысился образовательный уровень населения в городской местности, особенно среди мужского населения в городах. Ощутимый рост показателей образования наблюдался также среди женщин. Среди всех общественных групп самый высокий уровень образования был у населения категории «служащие», особенно среди женщин.

В 1970 г. количество школ в Карагандинской области составило — 701. Из них начальных — 232, восьмилетних — 221 и средних — 248.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень образования в области в целом был удовлетворительный. Имелись большие трудности, связанные со слабостью материально-технической базы, малочисленностью, а иногда и отсутствием необходимых квалифицированных научных кадров. Следует выделить серьезные недостатки, связанные с условиями застоя, имевшие место особенно в 70-е годы: слабость материально-технической базы учреждений народного образования, низкая эффективность их деятельности, оторванность от жизни, производства и др.

Несмотря на все существующие трудности, народное образование в городах Центрального Казахстана добилось существенных успехов: высокий уровень грамотности, увеличение количества казахских, русских и смешанных школ, средне-специальных и высших учебных заведений. Несмотря на то, что был дефицит педагогических кадров, учебных помещений, учебных принадлежностей, оборудования и т. д. молодое поколение тянулось к знаниям, стремилось получить образование и специальность.

Литература:

  1. ГАКО. Ф. 469. Оп. 1. Д. 151. Л. 94.
  2. ГАКО. Ф. 469. Оп. 1. Д. 744. Л. 63.
  3. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 375. Л. 23.
  4. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 377. Л. 44.
  5. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 305. Л. 76.
  6. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 163. Л. 20–23.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Карагандинская область, среднее, образование, показатель, сельская местность, городская местность, народное образование, образовательный уровень, русский язык.


Похожие статьи

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Проблемы и противоречия в общественно-политической жизни СССР 1965–1985 гг. с позиции современного научного знания

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Похожие статьи

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Проблемы и противоречия в общественно-политической жизни СССР 1965–1985 гг. с позиции современного научного знания

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Задать вопрос