Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, агробизнес, образование
В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в эстетические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка, — это старший дошкольный возраст. К 5–6 годам возникает произвольность поведения, которая является психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребенка становятся осознанными. Это и дает приобщить ребенка к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Многие взрослые могут удивиться «Экономика в детском саду?». Взрослые даже не задумываются, как часто они встречаются с ситуациями, которые позволяют знакомить детей с экономикой. Например, когда принимают во внимание мнение ребенка при покупке, каких-либо вещей, обсуждают о расходах и доходах семейного бюджета в присутствии детей. Или наоборот, когда дети с помощью крика, истерик, требуют купить какую-либо вещь, и родители рассказывают о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег. Когда дети не ценят того что им покупают взрослые бездумно портят, ломают и выбрасывают вещи, родители в таких случаях объясняют, что нужно уважать труд взрослых. Зная реальную жизнь каждого ребенка в семье, педагог помогает детям понять, почему в каждой семье есть свои возможности и у каждой свой материальный достаток. Вот и получается, что мы взрослые, так или иначе, знакомим детей с экономическими терминами. Безусловно, в этот период дошкольного детства огромную роль играет как семья, так и детский сад. От того что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых.
Впервые экономическое воспитание в дошкольном детстве предложил Я. А. Каменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Я. А. Каменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством, огромную роль отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга». Особенно ценной оказалась идея взаимосвязи экономического, нравственного и трудового воспитания детей.
Когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях целесообразно начинать непрерывное агробизнес-образование. Необходимость агробизнес-образования это решение проблем стабильного развития экономики и повышение благосостояния населения в России. Российское Правительство сделало развитие сельскохозяйственного сектора одной из своих приоритетных задач на ближайшие годы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности.
Мы живем в аграрном регионе, родители многих воспитанников работают на предприятиях и учреждениях Иркутского района, связанных с агробизнесом, недалеко от нашего детского сада расположен агрохолдинг «Луговое», имеются мелкие крестьянско- фермерские хозяйства, принадлежащие частным лицам, а для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду родителей, желание стать такими как папа и мама. Поэтому возник соответствующий социальный запрос родителей, возникла необходимость создания адаптированной системы работы с дошкольниками по агробизнес-образованию.
В 2015 году наш МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида» стал пилотной площадкой реализующей концепцию непрерывного агробизнес-образования. Мы рассматриваем включение в основную образовательную программу проекта для детей старшего дошкольного возраста «Мы растем, чтобы растить», в части формируемой участниками образовательных отношений.
В рамках проекта мы планируем организовать работу малой метеостанции, где дети самостоятельно под присмотром педагогов будут учиться фиксировать изменения в природе и делать ее прогнозы. А так же отмечать влияние погодных условий на всходы семян и их урожайность. На территории детского сада дети имеют возможность наблюдать за ростом многих растений.
В этом году воспитанники старших групп составляют гербарии «Домашняя фито-аптека», куда входят лекарственные дикорастущие и культурные растения Иркутского района. «Лесное богатство», «Цветущий сад». Дети наблюдают, а затем и сами собирают семена с цветов для последующего посева, просушивают и укладывают в коробочки. Дети видят, что можно экономить деньги, собирая семена с растений, а не покупать в магазине, беря овощи в огороде, а не на прилавках.
Также на базе подготовительной группы мною был спланирован и проведен краткосрочный, экспериментальный проект «Бизнес крокодила Гены», целью которого являлось, создание условий для обогащения детей полезными сведениями о науке экономике, развивать их экономическое мышление, речь, воображение. В рамках этого проекта мы увидели отношение родителей, заинтересованность детей. Оказалось, что дети с удовольствием осваивали азы экономики, знакомились с трудом взрослых с новой позиции. Родители активно откликнулись и принимали участие во всех мероприятиях проекта. Данный проект доказал свою эффективность и значимость.
В этой же группе неоднократно мы проводим мероприятие «День рублика», цель которого систематизировать представления о труде, стимулировать деятельность по интересам, подвести к выводу, что любой товар имеет свою цену. Дети были заранее ознакомлены — за какой труд, сколько рубликов они получат. Мыть игрушки — 3 рублика, полить цветы — 2 рублика, точить карандаши — 2 рублика, подрыхлить землю — 4 рублика.
Наши педагоги организовали праздник «День пирога», также приурочен к проекту агробизенес-образование. Дети совместно с родителями испекли пироги, разучили кричалки, зазывалки для привлечения покупателей. Стоимость пирога была условной «сколько не жалко».
Все вышесказанное дает основание утверждать, что дошкольное детство по своим психологическим особенностям наиболее благоприятный период для формирования агробизнес-компетенций, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина. — М.: «Педагогическое общество России», 2008. — 128 с.
- Епанешникова Т. П. Дошкольник в мире экономики. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. — 176 с.
- Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие / Л. И. Сайгущева. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Высшее образование)
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина. — М.: Дошкольное воспитание. — 1978. — № 10. — 53–63 с.
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5- 7 лет / А. Д. Шатова. — М.: Вентана — Граф, 2015. — 176 с.