В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса будущих первоклассников. Описывается важность психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период поступления в школу, рассматривается сущность понятия «готовность», и, раскрывается структура психологической готовности родителей к изменению социального статуса будущих первоклассников.
Ключевые слова: родители детей будущих первоклассников, социальный статус, психологическая готовность, компоненты психологической готовности, структура психологической готовности
Поступление в школу — значимый период в жизни каждого ребенка, так как в именно этот период впервые происходит столкновение дошкольника с более широкой социальной действительностью, а значит, меняется картина социальной ситуации развития жизни будущего первоклассника. В первую очередь это связано с изменением в системе отношения ребенка к самому себе, своему статусу во взрослом мире и изменением отношений взрослого к ребенку [1]. Чтобы действительно благополучно пройти критическую стадию поступления ребенка в школу с позитивными приобретениями важно организовать работу по двум направлениям: работа над становлением у ребенка внутренней позиции первоклассника и подготовка родителей к изменению социального статуса ребенка.
Часто, родители дошкольников оказываются не готовы к роли родителей школьников. Такие родители отличаются повышенным уровнем тревожности за школьное будущее ребенка, его успехи. Видят проблему в усложненных программах обучения, высоких требованиях, предъявляемых, по их мнению, современной школой. Отличаются неадекватной эмоциональной реакцией на возникающие трудности детей и, следовательно, не способны оказать им необходимую психологическую поддержку. В результате у ребенка формируется негативное отношение к школе, к процессу обучения в целом [6].
Готовность родителей к изменению социального статуса ребенка — важное условие понимания и восприятия новых воспитательных задач, а значит, и условие их решения.
В научной литературе представлены разные точки зрения относительно сути понятия «готовность». Так, например, Д. Н. Узнадзе, рассматривает «готовность», как мобилизацию сил личности на осуществление определенных действий, а, по мнению М. И. Дьяченко, «готовность» — предпосылка и регулятор деятельности. Т. Ф. Садчиков пишет о готовности к педагогической деятельности в плане решения воспитательных задач.
Сопоставив различные точки зрения Т. И. Руднева выделила единые позиции в трактовке понятия «готовность»: это личностная форма выражения содержания деятельности; интегративное свойство; индивидуальный стиль самореализации [4].
Формирование готовности, по мнению И. Д. Багаевой, означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности, накопление таких знаний, умений и навыков, которые, активизируясь, обеспечивают воспитателю возможность эффективно выполнять свои функции [2].
Так что же включает психологическая готовность родителей будущих первоклассников, позволяющая эффективно выполнять родителю свои воспитательные функции? Какова ее структура?
В силу большого числа авторов, которые исследовали структуру психологической готовности, результаты изучения ее компонентов можно представить в виде аналитической таблицы № 1.
Таблица 1
Научные представления окомпонентах психологической готовности
Авторы |
Компоненты готовности |
A. M. Столяренко, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, А. И. Щербаков, Л. И. Калинкина |
Познавательный (интеллектуальный, мотива- ционный, волевой, эмоциональный) |
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович |
Мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный |
A. A. Деркач |
Интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой, организаторский |
А. Г. Асмолов |
Смысловой, целевой, операциональный |
Н. В. Кузьмина |
Проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический |
P. M. Литвак |
Эмоционально-мотивационный, ориентаци- онно-целевой, ценностно-гностический, функционально-деятельностный, оценочно- рефлексивный |
Л. Н. Захарова |
Мотивационный, целевой, операциональный, регуляционный |
И. С. Пилипец |
Функциональная (мотивационный, когнитивный, операциональный компоненты), эмоциональная, личностная подструктуры |
Т. В. Коновалова, И. И. Шульга, О. В. Воронова |
Когнитивный, ценностно-мотивационный, технологический, субъектный процессуальный, креативный, рефлексивный |
Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что разнообразные по своему содержанию научные представления о структуре психологической готовности содержат общие аспекты, которые правомерно считать системообразующими. Они обозначаются различными компонентами, однако имеют сходное содержание.
Последовательно выделяется аспект, связанный с предметным содержанием готовности, его обозначают как когнитивный. Данный аспект включает знание индивидуально-типологических особенностей детей, их интересов и проблем, а также стиля семейного воспитания и тонкостей родительско-детских отношений [3].
Еще один аспект, характеризует умение взаимодействовать. Его называют коммуникативно-рефлексивным. Отношения ребенка и родителей тем позитивнее, чем более насыщены контактами. Компонент предполагает не только установление сотрудничества, но и увеличение ситуаций взаимодействия между родителями и ребенком. При неадекватном интегрировании ребенка в семейную группу, возникает опасность недостаточного социального или сверхсоциального поведения, которое в период поступления в школу может проявляться в дезадаптации.
Аспект, раскрывающий психологические качества личности, ее мотивы, эмоции, установки на предстоящую деятельность, составляет содержание эмоционального, мотивационно-волевого компонентов. Аспект включает развитие волевых качеств (волевого самоконтроля, самообладания, настойчивости) эмпатического отношения к ребенку, выражающегося в эмоциональной гибкости, способности к эмоциональной поддержке ребенка с целью построения партнерских отношений с ним с учетом рефлексии собственных действий и поведения по отношению к ребенку, а также децентрации собственной позиции, обеспечивающей формирование активной позиции по отношению к началу обучения ребенка в школе [5].
Таким образом, психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка представляет собой личностное образование, которое выступает результатом динамических изменений в психологической организации личности вследствие развития когнитивной, эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер жизнедеятельности, обеспечивает принятие нового режима функционирования, а также вступления в новую жизненную сферу, каковой является изменение социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу.
Литература:
- Андрущенко, Т. Ю. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 3. — с.48–59
- Галагузова, М. А. Социальная педагогика / М. А. Галагузова. — М., 2000.
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/Е. Е. Кравцова. — М.: «Педагогика», 1991. — 151 с.
- Крючков, В. К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. — 2002. — № 9. — С. 27–32.
- Смирнова, Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № З.С. — 3–14.
- Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»?-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-48с.