Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема
Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве
Фейербах Л.
Социально-коммуникативное развитие это комплексный процесс, во время которого воспитанник усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В соответствии с ФГОС социализация и коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, превращается из индивида в личность. Социально-коммуникативное развитие личности младшего школьника с ОВЗ — процесс чрезвычайно значимый для нашего социума и сложный. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ОВЗ:
− слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
− в игровой деятельности у многих детей с ОВЗ характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
− отмечается проявление синдрома гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии;
− измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ОВЗ в своеобразном построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью. Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер.
Так на что же направлено социально-коммуникативное развитие?
Прежде всего, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
На развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
На развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей.
На формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
На формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для социально-коммуникативного развития воспитанников с ОВЗ огромное значение имеют такие виды деятельности как: игра, занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков — все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития школьников. Это должна быть, постоянная, непрерывная работа по всем направлениям, вследствие чего воспитанники становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
И конечно неизменными помощниками в социально коммуникативном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально — коммуникативного развития. Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию — это основа совместных с семьей усилий и помощи воспитаннику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.