Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации и его основных сегментов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 2603 раза

Библиографическое описание:

Ляхова, А. А. Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации и его основных сегментов / А. А. Ляхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35193/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены основные тенденции формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также определены его основные сегменты, в качестве которых принято выделять коммерческий государственный сегмент.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структура фармацевтического рынка, сегменты фармацевтического рынка, импортные и отечественные лекарственные препараты

Фармацевтический рынок представляет собой совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения [3; 5], в качестве которых выступают производители, дистрибьюторы, аптечные учреждения, врачи и управляющие лечебно-профилактических организаций, и естественно, сами пациенты [6; 7]. Фармацевтический рынок является одним из наиболее быстро развивающихся рынков в России и во всем мире, и даже расходы на рекламные кампании [1] фармацевтических производителей, занимают лидирующие позиции по категориям рекламы. Фармацевтический рынок динамично развивается, так как человечество с самого начала своего существования нуждается в постоянном потреблении изделий фармакологического назначения [4; 8]. Для поддержания здоровья на необходимом уровне человеку требуются все более современные лекарственные препараты. Именно фармацевтика на данном этапе развития экономики Российской Федерации может стать одним из основных локомотивов прогрессирующей составляющей страны. Экономическое положение любого рынка складывается на основе взаимодействия факторов и условий [2], которые определяют структуру и динамику развития рынка. Поэтому анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации является необходимым в процессе изучения его основных параметров развития [14].

Фармацевтический рынок Российской Федерации традиционно разделяют на два крупных сегмента: коммерческий и государственный. Коммерческий сегмент, включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтических товаров, не учитывая продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Государственный сегмент фармацевтического рынка Российской Федерации включает в себя продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптечными учреждениями по программе ДЛО, а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

Разумный ценовой сегмент рынка фармакологии имеет огромное значение для повышения уровня спроса на продукцию фарминдустрии, так как динамика развития российского фармацевтического рынка демонстрирует устойчивую тенденцию к ежегодному увеличению его объемов. Результатом стремительного развития стало, прежде всего, обеспечение доступности современных инновационных терапевтических решений для россиян, существенное расширение ассортимента новейших эффективных, качественных и безопасных лекарственных препаратов. Значительный вклад в это внесли международные фармацевтические компании, которые инвестируют средства в локализацию производства, создание новых фармацевтических предприятий и модернизацию уже имеющихся, запуск лицензионных проектов, трансфер технологий, совместные научные разработки, международные клинические исследования. Рынок фармацевтики в России растет опережающими темпами. По прогнозам специалистов, ежегодный рост объемов фармацевтического рынка Российской Федерации составляет около 15–17 % [12]. Исторически сложилось (см. рис.1), что основная доля лекарственных средств в России в стоимостном выражении — это продукция иностранного производства, и составляет более 70 % в общем объеме российского фармацевтического рынка [10].

Рис. 1. Соотношение импортных и отечественных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации

На фармацевтическом рынке Российской Федерации присутствует большое количество производителей и дистрибьюторов данного сегмента. Если проанализировать статистическую информацию по фармацевтическому рынку, то из 50 крупнейших компаний, занимающих более 82 % фармацевтического рынка [11], 20 компаний находятся на территории США (40 % мирового фармацевтического рынка), 18 компаний — в Европейском Союзе (34 % мирового фармацевтического рынка), 11 компаний — в Японии (8 % мирового фармацевтического рынка) и 1 компания — в Израиле [9]. Для сравнения: на долю российских производителей приходиться около 0,4 % от объемов мирового фармацевтического рынка [13]. Фармацевтические компании производят и продвигают два типа продуктов: рецептурные препараты, которые потребители могут получить только после предоставления рецепта, выданного врачом, и безрецептурные препараты. На фармацевтическом рынке Российской Федерации объем продаж лекарственных средств с рецептурной и безрецептурной формами отпуска в стоимостном объеме практически сопоставимы — 48 % и 52 % соответственно.

Таким образом, в результате проведенного анализа процессов формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации и его основных сегментов, автором статьи были сделаны выводы о том, что данный рынок и его основные сегменты с каждым годом все более активно развивается, а соответственно, конкуренция в данных сегментах рынка будет только расти. Нельзя не отметить определенные «острые» ситуации в сфере сотрудничества с иностранными производителями лекарственных средств во времена мер воздействия от европейских и заокеанских коллег на Российскую Федерацию. В данной ситуации подобные меры идут на пользу только отечественным производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввиду особой лояльности государства к ним. Из выше сказанного можно сделать вывод, что хоть и очень медленно, но неуклонно производители лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на фармацевтическом рынке Российской Федерации будут активно выходить и расширять географию своего присутствия.

Литература:

  1. Дубова Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  2. Евстратов А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2010. — 85 с.
  3. Евстратов А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  4. Евстратов А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  5. Евстратов А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  6. Евстратов А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  7. Евстратов А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  8. Евстратов А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  9. Кунев С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  10. Кунев С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  11. Кунев С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  12. Матвеева О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  13. Матвеева О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007. — № 2. — С. 68–81.
  14. Пушкарев О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, медицинское назначение, мировой фармацевтический рынок, препарат, Россия, компания, продажа, производитель, российский фармацевтический рынок.


Ключевые слова

фармацевтический рынок, структура фармацевтического рынка, сегменты фармацевтического рынка, импортные и отечественные лекарственные препараты

Похожие статьи

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проблемные аспекты развития компаний на фармацевтическом рынке.

Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассматриваются механизмы регулирования основных субъектов фармацевтического рынка России, анализируются предпосылки их необходимости и последовавшие за ними результаты.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка в целом.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка.

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Формирование и развитие производства лекарственных средств в России

В статье анализируется современный фармацевтический рынок Российской Федерации, его состояние и перспективы; анализируется процесс формирования и развития производства лекарственных средств, а также процесс формирования оптовых и розничных сетей.

Взаимодействие элементов инфраструктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье раскрывается понятие инфраструктуры фармацевтического рынка, а также изучаются принципы взаимодействия основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Также составлена авторская схема отражающая механизмы взаимодействия всех...

Конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также сделаны выводы об общем уровне развития фармацевтического рынка. Выявлено, что фармацевтический рынок Российской Федерации, принимая во вним...

Похожие статьи

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проблемные аспекты развития компаний на фармацевтическом рынке.

Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассматриваются механизмы регулирования основных субъектов фармацевтического рынка России, анализируются предпосылки их необходимости и последовавшие за ними результаты.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка в целом.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка.

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Формирование и развитие производства лекарственных средств в России

В статье анализируется современный фармацевтический рынок Российской Федерации, его состояние и перспективы; анализируется процесс формирования и развития производства лекарственных средств, а также процесс формирования оптовых и розничных сетей.

Взаимодействие элементов инфраструктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье раскрывается понятие инфраструктуры фармацевтического рынка, а также изучаются принципы взаимодействия основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Также составлена авторская схема отражающая механизмы взаимодействия всех...

Конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также сделаны выводы об общем уровне развития фармацевтического рынка. Выявлено, что фармацевтический рынок Российской Федерации, принимая во вним...

Задать вопрос