Появление национально-региональной составляющей учебного плана, а также введение региональных курсов повлияло на содержание самостоятельных региональных курсов. Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования.
В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести:
– в основную школу введен региональный курс с учетом требований обязательного минимума содержания национально-регионального компонента образования и закрепление его базисным учебным планом.
– у учащихся формирование системы знаний о природных, хозяйственных, культурных особенностях региона.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении своей республики у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Использование учителем в ходе краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. Это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и о формах связи учебных занятий с краеведением. Наибольшие трудности возникают у учителя в связи с необходимостью сохранить нужную пропорцию в количественном и качественном отборе краеведческого материала, используемого на уроке в учебных и воспитательных целях. Краеведческие сведения должны быть достаточными, чтобы из них можно было вычленить материал, помогающий усвоению географии, но они не должны заменять собой сам предмет. Их объем должен быть таким, чтобы обеспечить сознательное и прочное усвоение изучаемого географического материала.
Вначале, на первом этапе изучения начального курса географии, используются сведения о своем крае, полученные до школы и вне школы на основе жизненного опыта. Далее, на втором этапе, учащиеся выполняют краеведческие задания, помещенные в школьную программу, учебники по географии и отдельные задания могут составляться учителем. Третий этап — изучение своего края в связи с темой «Своя Республика», которое строится по общепринятому плану научной географической характеристики и способствует осмыслению и систематизации усвоенного материала по школьной программе. В ходе изучения этой темы школьники учатся рассматривать факты и явления в их взаимосвязи и взаимодействии [2,6].
Может осуществляться на различных стадиях изучения темы связь учебного географического материала с краеведческим.
Региональный курс географии в системе географического образования, с одной стороны, интегрирован в общую систему географической подготовки школьников, с другой — решает свои специфические задачи в обучении. Курс расширяет границы школьной географии, повышает действенность общей системы школьного образования, воспитания и развития учащихся.
Основные задачи регионального курса географии — изучение географических, экономических, экологических, социально-культурных, исторических и национальных особенностей региона; интеллектуальное и эмоциональное познание природы, экономики, населения, культуры, экологии территории. Это соответствует основным задачам базового курса географии.
Региональная география способствует формированию таких важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде [1].
В соответствии с общим курсом «География России» разработан курс «География Республики Тувы». В учебном плане на изучение регионального курса географии отводится 1 час в неделю. Единым комплексным блоком изучается курс в 8 классе. Содержание курса включает сведения по истории географического исследования территории, характеристику природных условий, естественных ресурсов, населения и территориальной организации хозяйства Тувы.
Региональное географическое обучение ориентирует учителя на развитие самостоятельной творческой работы учащихся от непосредственного восприятия, ощущения — к осмыслению. Самостоятельно не только школьники изучают особенности своей местности через организованные наблюдения, сравнения, зарисовки, выступления, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Учащиеся обладают уже рядом краеведческих знаний ко времени изучения курса, поэтому на уроках можно применять активные методы преподавания: доклады учащихся, беседы, ролевые игры, проблемные задания, самостоятельные изучения тем.
Региональный курс, способствуя общеобразовательному и географическому развитию школьников, учит понимать взаимосвязь природы, человека и общества.
Общие педагогические требования к уровням познавательной краеведческой работы учащихся применимы и к региональному курсу географии: получение учащимися готовых знаний о крае со слов учителя; самостоятельно приобретение знаний (в процессе учебных исследований); изучение родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. Ученики выступают в роли юных ученых-исследователей.
Предполагает синтез учебного материала самостоятельных практических работ и творческих заданий изучение региональных курсов. Сначала постепенно накапливается, затем усложняются знания о природе, хозяйстве, истории и культуре региона. Все это способствует решению задачи развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Разумеется, что, формируя приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы учебной работы, мы тем самым формируем приемы умственной деятельности учащихся. А это значит, что учащиеся лучше овладевают основами географических знаний, глубже разбираются во взаимосвязях между различными компонентами природных комплексов, осмысленно делают обобщения и выводы по изучаемому материалу.
При изучении материала о своей области незаменимым пособием является атлас своей республики, а также краеведческие материалы, собранные в процессе работы учеников и учителя. Они дают учащимся возможность глубже, в тесной связи с жизнью усвоить географию своей республики Тува. Затем знания о республики используются для сравнения при изучении других менее известных территорий, что позволяет глубже познать их и одновременно обобщить, закрепить приемы учебной работы. Учитывая, что природа каждой области или края очень разнообразна, учителю необходимо отобрать для рассмотрения на уроках наиболее важные и нужные данные о своей республике. Учитывая это, учитель разрабатывает план системы уроков по всем темам. В этом плане формируются учебно-воспитательные задачи для каждого урока, где указывается, какие предстоит сформировать понятия, раскрыть взаимосвязи, сформировать приемы учебной работы, т. е. добиться понимания и усвоения учащимися сущности изучаемого материала [3,112].
В плане указывается, с какими проблемами науки необходимо ознакомить учащихся в связи с изучаемой темой, наметить пути самостоятельного, творческого поиска знаний. Необходимо также отразить систему опорных знаний, наметить оборудование к каждому уроку. Особое внимание обращается на структуру уроков, т. е. намечается последовательность звеньев урока и взаимосвязи между ними. Определяются конкретные методы частично-поисковые, исследовательские методы, методы проблемного изложения проработки и усвоения знаний и приемов учебной работы. Разрабатываются система самостоятельных работ и система заданий для проверки результатов усвоения знаний и приемов учебной работы.
В региональном курсе классно-урочная форма остается важнейшей формой организации учебного процесса. Пример проведения урока-игра.
Тема: Каждое растение на своем месте
Цель: продолжить формирование и закрепление понятий «экологические факторы: свет, влага, механический состав почвы и их влияние на жизнь растений». Продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, а также развитие навыков общения с природой.
Оборудование: Кубики с нанесенными на них символами экологических факторов, список растений в виде таблицы, гербарий, таблицы с изображением наиболее распространенных видов растений.
Учащимся предлагается создать некую декоративную композицию, моделируя видовой состав списка растений в зависимости от сочетания различных экологических условий. Перед началом игры надо вместе с учениками вспомнить экологические факторы и их влияние на жизнь растений.
Класс делиться на группы. Представители групп подходят к учителю и по очереди бросают 3 кубика с обозначением экологических факторов. Выпавшая комбинация экологических факторов — это условия, для которых ученикам следует, прежде всего, выбрать соответствующий биотип (сухой луг или склон) и по табл. 1 составить подходящий для него список растений. После этого надо найти соответствующие растения в гербарии. Каждой группе учеников достается своя комбинация факторов. Победителем считается группа, первая правильно выполнившая задание, т. е. нашедшая подходящее для данного места растение.
Игра может проводиться на различных уровнях сложности, например, по количеству рассмотренных факторов. Кроме типичных природных условий (свет, влага, почва) можно предложить к рассмотрению антропогенные факторы (рекреационная нагрузка местности и другие влияния, имеющие место в условиях городского ландшафта). Легко предположить, что с добавлением очередного антропогенного фактора список растений будет укорачиваться, что послужит наглядным примером негативного влияния условий города на видовое разнообразие.
Дополнительной задачей игры может стать составление декоративных композиций для школьного участка, рассчитанных на цветение с весны до осени, составление композиций из растений, привлекающих интересных насекомых, птиц и т. д.
Таблица 1
Экологическая характеристика растений
№ |
Название |
Сроки цветения |
Окраска цветов |
Биотип |
Примечание |
1 |
Клевер ползучий |
Май-сентябрь |
Белый |
Луг |
Обогащает почву азотом |
2 |
Горошек мышиный |
Июнь-сентябрь |
Темно-фиолетовый |
Луг |
Обогащает почву азотом |
3 |
Лапчатка гусиная |
Июнь-сентябрь |
Желтый |
Луг |
Хорошее почвопокрытное растение |
Литература:
- Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов/ Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др. — М.: Дрофа, 2007
- Никонова М. А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1985. С.6
- Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под. ред. И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой. — М.: Просвещение, 1983. — С.112