Появление и развитие образной географии свидетельствует о расширяющейся и углубляющейся гуманизации географической науки, которая позволяет учитывать интересы и потребности человека, а, следовательно, — повышать эффективность городского планирования, социальных преобразований [1].
Термином имиджмейкинг обозначается совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления). Имиджмейкинг являет собой научно-практическую ветвь имиджелогии — науки о теории и практике формирования имиджа. Сам процесс работы по созданию имиджа именуется имиджированием [4].
Географическое имиджмейкерство связано, в первую очередь, с попытками отыскания истинного образа территории, а уже на их основе — построенная необходимого имиджа посредством корректировки исходного образа.
Научному анализу чаще всего подвергаются отдельные элементы городского пространства и выявляются частные образы, отражающие историческую, культурную, политическую, экономическую специфику города. Так как комплексные образы формируются в сознании населения. Их выявление более важны для решения задач о полном представлении, образа города.
Образ города представляет собой сложную систему значений, определенным образом связанную со средой, в которой существует субъект — своеобразную пространственную модель, или когнитивную карту, переплетенную и деформированную сетью личностных смыслов, индивидуальных значений и действием потребностно-мотивационных компонентов. Городское пространство отражается в сознании человека в виде системы понятий-образов или когнитивной карты, а структура внутренней ментальной модели, взаимосвязи между ее объектами, взятыми из пространства городской среды, простраивается через соотношение этих объектов с уже существующей картиной мира и, в зависимости от сферы потребностей реципиента, приобретают свою особенную индивидуальную организацию. Сложившийся в сознании человека образ города представляет собой определенным образом организованную семантическую структуру, где образы объектов внешней действительности представлены в тесном переплетении с желаниями, фантазиями, значениями и образами внутреннего мира реципиента.
Структура образа города всегда иерархична. Восприятие объектов городской среды во временной перспективе позволяет считывать информацию о городе (его историческом прошлом, доминирующих ценностях и т. д.) постепенно, организуя ее вокруг базового ядра. При этом, как правило, таким ядром становится объект городской среды, обладающий максимальным весом, наибольшей значимостью для индивида. Вся остальная информация о городе, не зависимо от того, несет ли она пространственные или социальные его характеристики, организуется вокруг этого системообразующего ядра. После того, как определены значимые объекты, которые в свою очередь являются социально-обусловленными ценностными ориентирами и одновременно объектами удовлетворения потребностей реципиента, наибольший вес в его образе города приобретают те объекты городской среды, которые за счет тех или иных (чаще всего объемно-пространственных) характеристик доминируют над остальными [3].
Город — это сложная, открытая, динамичная, искусственно-естественная система. Своеобразие города как сложной системы состоит и в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные. Город возникает в ответ на те или иные потребности общества, для выполнения определенных обязанностей. Он — разный в центре и на окраинах, в старых районах и новых, в деловых районах и промышленных зонах, на шумных магистралях и в тихих переулках. Городу как форме территориальной организации жизни и деятельности людей свойственны противоречивость и проблемность. Противоречия заложены изначально, в самой его сущности. Они могут быть ослаблены разумным регулированием социально-экономического развития, но могут быть, и усилены просчетами в планировании и проектировании.
Было бы ошибочно видеть корень проблем и противоречий в неправильных действиях людей. Их порождает, прежде всего, сам город как очень сложное по своей структуре и динамике образование.
Таким образом, городу не дано раз и навсегда освободиться от тенет проблем и противоречий, тем более, что они появляются как результат нескольких причин. Сказываются и противоречия сущность самого города, и проблемы, привносимые в город страной и регионом. А к ним добавляются сложности, порожденные недостатками и просчетами городской политики.
Таким образом, используя образ территории, деятельность человека преобразует географическое пространство, которое служит информационной базой для управленческих решений.
В связи, с чем целью данной статьи является анализ изучения образа г. Кызыл в качестве инструмента социально-экономического развития.
В нашей работе в качестве примера был использован г. Кызыл, который является столицей Республики Тыва. Город Кызыл — столица Республики Тыва — расположен у слияния рек Бий-Хем и Каа-Хем. Это транспортный, научный, деловой и культурный центр, входящий в ассоциацию сибирских городов. Здесь располагаются: правительство республики, Верховный Хурал (парламент), больницы и школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительские, спортивные учреждения, музеи и библиотеки, книгоиздательство, редакции газет, теле и радиокомпании. Широко известен Кызыл как центр азиатского материка. Стела «Центр Азии» на берегу Енисея — одна из главных достопримечательностей города. Для поклонения люди посещают имеющие в городе буддийские храмы «Цеченлинг», «Тувдан Чойхорлинг», Свято — Троицкий храм, а также рядом с обелиском «Центр Азии» находится Шаманский храм «Тос дээр». Централизованная библиотечная система представлена 32 библиотеками, расположенными во всех районах города.
В Кызыле открылся универсальный спортивный комплекс «Субедей», торжественно открытый МЧС Сергеем Шойгу и главой федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеславом Фетисовым [5, 83].
К услугам юных кызылчан 16 центров, 4 дома, 3 клуба, 19 спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
Кызыл состоит из следующих районов и микрорайонов: Автодорожный, Ближний Каа-Хем, Восточный, Горный, Дальний Каа-Хем, Кожзавод, Левый берег (Левобережные дачи), Правобережный, Спутник, Строитель, Центральный и Южный.
Город активно развивается. Ведется строительство жилья, торговых и деловых центров, увеличивается количество автотранспорта. Планировка города очень компактная, в нем отсутствуют крупные рекреационные зоны, и строительство происходит за счет уплотнения внутренней планировочной структуры районов. Это приводит к увеличению числа несанкционированных автостоянок, рекреационной дигрессии зеленых зон и другим негативным последствиям [6, 78].
Было проведено социологическое обследование среди населения г. Кызыла. Для этого была разработана анкета, состоящая из четырех зон: изучение рекреационного пространства, изучение криминального пространства, изучение торгового пространства, изучение культурного пространства. В республике Тыва было опрошено 200 чел., половозрастная характеристика выборки не производилась.
Зона «Изучение рекреационного пространства» включал вопросы о том, какие городские рекреационные зоны чаще посещаются респондентами, устраивает ли благоустройство этих территорий, где еще могут быть расположены рекреационные зоны в городе [2, 76]. Результаты опроса следующие: менее всего благоустроенные жители г. Кызыла считают район Автодорожный, Ближний Каа-Хем, Спутник, Строитель, Южный. Более благоустроенные районы Центральный и Южный, Дальний Каа-Хем, Восточный.
Зона «Изучение торгового пространства» включал вопросы о том, в каком районе города наиболее представлена торговая сеть, где респондент предпочитает приобретать продукты питания и промышленные товары? Респондент, на каком предпочитает из городских рынков производить покупки? Торговая сеть г. Кызыла является ли развитой и достойной уровня жизни горожан? В результате проведенного опроса были сделаны следующие выводы: наиболее полно представлена торговая сеть в районеЦентральный по ул. Рабочая, также, можно выделить также крупные торговые точки, как: Центральный рынок, «Гермес», «Гаруда», «Дом быта», «Пять звезда».
Зона «Изучение культурного пространства» включал вопросы, какие посещал респондент чаще всего культурные заведения? Достаточно ли в городе проводятся культурные мероприятия? Какие требования эстетического, культурного воспитания из них отвечают. Самыми посещаемыми культурными заведениями города, по результатам опроса, являются: кинотеатр «Найырал» (42 %), Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Шогжаповича Кок-оола (36 %). Данные культурные учреждениясозданыдля духовного, интеллектуального развития и удовлетворения культурных потребностей населения города, повышения культурного и образовательного уровня населения, совершенствования систем воспитания, образования и организации досуга.
В Кызыле действует молодежный театр «Кузел», детский театр, филармония, Республиканский центр народного творчества и досуга — менее посещаемые.
Национальный музейим. Алдан — Маадыр с великолепным «золотым» куполом, по форме совпадающим с традиционным жилищем тувинцев — гордость Тувы. Экспозиции музея рассказывает об истории и природе Республики. Национальный музей проводит разные мероприятия, выставки, вечера для жителей гостей нашей столицы. Не пользуются популярностью у жителей г. Кызыл остальные культурные заведения.
Таким образом, используя выше изложенные данные, был выявлен образ города, сформированного у проживающих в нем показывает, что выделяется территориальное ядро, в пределах которого сосредоточены основные рекреационные, торговые, культурные объекты, в этой зоне жители города чувствуют более себя безопаснее всего.
Литература:
- Вавер О. Ю., Выходцев А. М. Историко-геоэкологический анализ современного состояния и концептуальные подходы к развитию города Нижне- вартовска: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 186 с.
- Вавер О. Ю., Медведев В. А. Географический анализ образ г. Нижневартовска как инструмент социально-экономического развития. Социальна география регионов России и сопредельных территорий / Научные труды Всероссийской конференции. — Иркутск: Изд-во Им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2008. — С. 76.
- Лаппо Г. М. География городов / Г. М. Лаппо. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 480 с.
- Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2007. — 768 с.
- Хольшина М. А., Кылгыдай А. Ч. Город Кызыл — центр историко-культурной среды // Vědecký průmysl evropského kontinentu–2013: Materiály IX Mezinárodní věd.-prakt. konf. (27.09–05.10.2013, Praha). Díl 15: Historie. — Praha: Publishing House «Education and Science», 2013. — Р. 83.
- Хольшина М. А., Шыырап А. А. Развитие культурного туризма в Кызыле // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 78.