Internal audit calculations on taxes and duties to the integrated companies — a control activity in the field of settlement of taxes and duties carried out by the internal audit centers and their authorized departments within the audited units in the conditions of multilevel information environment at the territorial, regional, intra-level report generation. The article discusses the types of audit, determine the development of the internal audit of calculations on taxes and duties, and set their application results in integrated companies.
Keywords: audit, internal audit, form audit, tax audit, internal control, taxes and fees
Разными организациями разрабатываются стандарты, позволяющие оценивать системы внутреннего контроля, как отдельные ее аспекты, так и в целом. Разные модели построения систем внутреннего контроля, оценка их эффективности, недостатки существующих классических моделей описаны в научных изданиях и монографиях. Потребность в эффективных системах внутреннего контроля побуждает аудиторов, исследователей, бухгалтеров и руководителей искать новые подходы.
Классическая, хорошо изученная система внутреннего контроля опирается на нормативно-правовые требования и внутренние стандарты, заранее нацеленные на контроль областей и объектов учета, определяемых руководством. Изучение систем контроля российских компаний в ходе аудита, позволило выявить несколько недостатков, препятствующих своевременному выявлению недостатков учета. К ним относятся размытые цели службы внутреннего контроля, отсутствие заинтересованности в скорейшем выявлении недостатков учета и деятельности, неготовность служб внутреннего контроля к переходу на новые стандарты отчетности, отсутствие установленного порядка документирования работы, формальность планов и отсутствие механизмов быстрого реагирования и немедленного принятия решений по устранению недостатков.
Но существует также ряд проблем внутри самих компаний и если отдельные отрасли существуют и развиваются сами по себе, без логической взаимосвязи друг с другом, они не будут составлять систему, а компания никогда не получит необходимого ей качества, поскольку система не обладает данным необходимым свойством.
Аналогичные результаты получаем и в случаях проведения внутреннего аудита, когда не учитываются требования, законы, закономерности и принципы процессного и целевого подходов к управлению. Ряд проблем, с которыми сталкиваются интегрированные компании, возникают на основе нарушения принципов планирования. Наиболее частой причиной возникающих из этого проблем является несбалансированное, дискретное и регулярно корректируемое планирование, что может быть простительно для мелких и средних компаний, но недопустимо в управлении крупными компаниями. Еще одной причиной возникновения проблем в данной области становится нарушение принципа поэтапного планирования и логической последовательности формирования планов.
Также существует группа проблем, связанных с применением специфических форм контроля. Те формы контроля, которые часто применяются в мелких и средних компаниях становятся недостаточными в условиях управления крупными интегрированными структурами. Большинство интегрированных компаний объединяют под своим управлением бизнес-единицы с разной спецификой деятельности, производящие разные продукты и услуги. К тому же они могут быть территориально разобщенными. Такие особенности интегрированных компаний требуют формирования целостной системы контроля, которая осуществляет регулярный мониторинг деятельности всех входящих в состав интегрированной структуры компаний по всем основным видам менеджмента. Особую роль такая система играет в части контроля за реализацией общекорпоративной стратегии.
Правильно определяя причины возникновения проблем и применяя научный подход, возможно подобрать оптимальное решение и организовать эффективное управление даже самыми сложными и крупными интегрированными компаниями, в том числе и внутренним аудитом в данных компаниях.
Налоговый аудит — это единая система контроля вышестоящими налоговыми органами за деятельностью нижестоящих налоговых органов в части соблюдения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, а также внутренних документов ФНС России при выполнении задач и функций, отнесенных к компетенции ФНС России [2].
Нередко при изучении данной темы путают налоговый аудит с аудитом налогов, однако стоит помнить, что аудит налогов производят аудиторские фирмы в компаниях — открытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и т. д., тогда как налоговый аудит является внутренним аудитом налоговых органов.
Главными задачами налогового аудита являются:
– изучение фактического состояния работы налоговых органов;
– контроль выполнения налоговыми органами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов ФНС России при осуществлении налогового администрирования;
– выявление нарушений и недостатков в деятельности налогового органа и контроль за их устранением;
– анализ причин выявленных нарушений с целью устранения и предупреждения;
– повышение эффективности налогового органа;
– обеспечение своевременности, правильности и полноты ведения налоговыми органами информационных ресурсов;
– сбор информации для совершенствования налогового администрирования.
Виды аудита, определяющие развитие внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды аудита, определяющие развитие внутреннего аудита расчетов по налогам исборам
Виды аудита, определяющие развитие внутреннего аудита расчетов по налогам исборам |
Характеристика видов аудита |
Результат применения различных видов аудита во внутреннем аудите расчетов по налогам исборам |
Аудит на соответствие |
Контрольная деятельность по выявлению соблюдения работниками нормативно — правовой базы, правил и предписаний, а также их компетенции в области налогообложения |
Выявление соответствия (не-соответствия) работников занимаемой должности, выполняющих расчеты по налогам и сборам; отчет по результату проверки соблюдения правил, нормативных актов и внутренней нормативной документации |
Предупреждающий аудит |
Контрольная деятельность по проверке налоговой базы по видам налогов до утверждения отчетности и представления ее пользователям |
Предотвращение ошибок в налоговом и бухгалтерском учете на основе проверки текущих операций |
Аналитический аудит |
Контрольная деятельность, осуществляемая на основе аналитических процедур, направленных на выявление достоверности и оптимальности налогообложения с помощью методов анализа |
Результаты анализа плановых и фактических платежей по налогам и сборам; выявление отклонений; результаты анализа штрафных санкций по налогам и сборам и их влияние на финансовые результаты деятельности |
Тематический аудит |
Контрольная деятельность, осуществляемая по отношению к объекту аудита и в его границах, в области налогообложения |
Формирование информационной базы типичных ошибок на основе результатов контрольной деятельности налогообложения отдельных объектов |
Частичный (выборочный) аудит |
Контрольная деятельность, осуществляемая в области налогообложения по отношению к объектам, выбранным из совокупности однородных объектов |
Формирование информационной базы типичных ошибок на основе результатов контрольной деятельности налогообложения частей объектов |
Формирование многоуровневой информационной среды в интегрированных компаниях является их особенностью, влияющей на проведение внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам. Многоуровневая информационная среда формируется: во-первых, в рамках одного юридического лица, имеющего в своей организационной структуре головное подразделение, структурные подразделения, предприятия, филиалы, объединенные технологией производства; во-вторых, в рамках объединения юридических лиц, имеющих в своей организационной структуре: головную организацию, и контролируемые ею юридически самостоятельные организации, объединенные интересами эффективного управления.
Таким образом, в интегрированных компаниях систематизация вышеуказанных видов аудита способствует эффективному предварительному контролю данных, необходимых для формирования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также развитию внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам в деятельности интегрированных компаний.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 27.07.2014);
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 (в ред. от 03.04.2014);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н, в ред. от 24.12.2010);
- Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).