В статье рассматриваются проблемы загрязнения природы, методы сохранения и защиты окружающей среды от загрязнений, а также экологическое право и его роль в жизни общества.
Ключевые слова: экологическое право, государственная политика, защита окружающей среды, методы борьбы с загрязнениями природы
В настоящее время существует множество проблем, которые связаны с загрязнением окружающей среды. Этот вопрос актуален на сегодняшний день, так как жизнь общества зависит от того, насколько правильно люди будут обращаться с природой и рационально использовать её ресурсы. Именно поэтому, необходимо сформировать законодательство об охране окружающей среды, принять комплексные законы и акты, а также всевозможные меры по защите природы.
В борьбе с загрязнениями окружающей среды нужно правильно продумать экономические санкции, которые стимулировали бы меры по охране природы. Наиболее часто применяется такая санкция, как штраф по загрязнению. На данном этапе развития общества для сохранения чистоты природы необходимы большие денежные средства, которые возможно получить от частных предприятий в виде субсидий или кредитов [1].
С каждым годом в России и других странах мира уделяется всё большее внимание чистоте окружающей среды, что обусловлено возрастанием всевозможных выбросов предприятий и транспортных средств. Именно поэтому возникает необходимость в таких мерах по охране природы, как усовершенствование технологических операций, разработка оборудования по уменьшению отходов, а также мер по снижению шума и вибраций.
Загрязнение природы каким-либо мусором, отходами жизнедеятельности становится острой проблемой больших городов, которые ставят на задний план чистоту своей территории. В первую очередь это касается развивающихся стран, которые стремятся достичь экономического процветания и развития, но забывают про защиту окружающей среды.
При борьбе с загрязнениями природы следует выделять прямые и косвенные меры. Прямые меры включают в себя снижение концентраций, объёмов и масс вредных материальных загрязнений. Также необходимо уменьшить отходы от производства, сделать их нетоксичными и утилизируемыми, создать безотходные технологии. Необходимо сделать так, чтобы предприятия стремились применять новые методы и технологии в борьбе с загрязнениями, которые улучшат текущее состояние природы [2].
Для защиты окружающей среды в настоящее время разрабатывается природоохранное законодательство, которое включает в себя раздел правовой охраны внутри государства и международного права. Оно содержит в себе юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования в жизни.
Существуют два принципа правового подхода к охране природы:
- В любом государстве должно быть разработано национальное законодательство, которое включало бы в себя ответственность за загрязнения окружающей среды, а также компенсации пострадавшим от этой деятельности.
- Государство должно внести эффективное законодательство, которое ставило бы основные приоритеты и задачи в решении проблемы загрязнения природы, а также эффективно их реализовывать.
Проанализировав выше изложенные принципы, можно сделать вывод о том, что государства должны принимать эффективное природоохранное законодательство, которое должно разумно решать данные проблемы по охране природы [3]. Что касается России, то необходимо ввести законы и акты о возмещении вреда, причинённому здоровью людей от неблагоприятной окружающей среды, вследствие деятельности каких-либо предприятий и других видов деятельности.
Из истории известно, что появление природоохранного права относят к XIII в. Это было при короле Эдуарде, который запретил использование каменного угля для отопления жилых помещений в Лондоне.
В России же данному праву положил начало Пётр I, издав указ по охране животного мира и лесов. После октября 1917 года были изданы декреты «О лесах», «О земле», «О недрах земли», а также Лесной и Земельный кодексы. Данные правовые нормы отражают тот факт, что проблема защиты окружающей среды была актуальна и раньше. Но в то нелёгкое время государству необходимо было всеми способами и методами развиваться и выживать, поэтому действия правителей не принесли больших успехов в природоохранной деятельности, а наоборот усугубили ситуацию. Что касается периода существования СССР, то с 1988 года были созданы государственные комитеты охраны природы, которые также не оправдали ожиданий общества.
На современном этапе экологические задачи должны воплощаться в работе государственных органов и общества в целом. Целью данной деятельности является очищение окружающей среды от загрязнений, рациональное использование природных богатств, а также экологическое воспитание всех граждан страны.
Проблема сохранности и охраны окружающей среды, а также рациональное использование ресурсов представляют собой сложную проблему современности. Её решение связано с регулированием в отношениях человека и природы, а также подчинением их определённым инструкциям, положениям и правилам. В России уже установлена такая система в виде законов.
Правовая охрана природы России представляет собой совокупность правовых норм и правоотношений, которые направлены на выполнение мер по сохранению природы, рациональному использованию её ресурсов, а также на улучшение среды для жизни людей в настоящем и в будущем времени. Именно данная система мероприятий поможет улучшить состояние условий окружающей среды, а также создать приемлемые условия для жизни людей и развития производства [4].
В качестве одного из правовых регуляторов выступает «Стандарт экологический», который устанавливает правовой режим по использованию разных природных ресурсов, а также экологические правила. Данный инструмент является правовым актом и входит в систему права.
Для борьбы с загрязнениями окружающей среды государство вводит различные запреты по производству и применению вредных химикатов, вводятся лимиты на размещение отходов, а также квоты на выброс вредоносных для здоровья людей веществ в газовую оболочку.
Проанализировав экономическую, социальную, политическую и экологическую обстановку в России можно выделить 5 направлений выхода из России из экологического «кризиса»:
- Экономическое направление, которое заключается в развитии экономических механизмов защиты окружающей среды.
- Технологическое направление, заключающееся в разработке малоотходных и безотходных производств, а также усовершенствование технологий производства.
- Эколого-просветительское направление, основная суть которого заключается в экологическом образовании и воспитании общества. Ведь если не перестроить сознание человека, то в борьбе с загрязнениями не смогут помочь никакие методы. Людям необходимо начать с себя и с понимания важности природы в их жизни.
- Юридическое и административное направление, которое заключается в повышении ответственности за правонарушения в области охраны природы. То есть при нарушении норм будут предприняты административно-правовые меры, которые в последствие приведут к гражданской и уголовной ответственности. Данное направление сможет повысить экологическую дисциплину предприятий, загрязняющих природу.
- Международно-правовое направление, которое заключается в объединении всех стран и народов для совместной деятельности по защите окружающей среды всего мира [5].
В соответствии с экологическим законодательством источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения между человеком и природой. Также стоит отметить большое значение международно-правовых актов, которые являются регуляторами экологических отношений внутри страны на основе международного права.
На основе опыта прошлых лет в России выделяются несколько целей экологической политики. Одной из важных является хорошее качество окружающей среды для проживания людей, которое отвечало бы санитарно-гигиеническим нормам и в дальнейшем уменьшению заболеваний населения. Также немаловажной целью является рациональное использование природных ресурсов страны, так как именно продуманное и правильное применение поможет сократить убытки для природы.
Чтобы реализовать данные цели необходимо создать эффективную систему государственных органов, которые занимались бы областью экологии и защиты природы от нерационального пользования. Но чтобы данная система эффективно работала, необходимо ввести экологический кодекс, который был бы направлен именно на жизненные ценности людей, а также воспитание и нравственную сторону.
Всё же на сегодняшний день наилучшим методом уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии, в которые процент выбросов намного меньше, нежели раньше. Для такой большой страны как Россия просто необходимо создавать экологически чистое топливо, реализовывать новые источники энергии, а также создавать новые материалы и разработки. Только так мы сможем улучшить экологическую ситуацию в стране.
В век научно-технического прогресса вместе с новыми разработками и методами развития общества появляется и множество проблем, которые связаны с охраной и защитой окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Постоянно меняющиеся методы, технологии, оборудования и условия существования людей требуют всё новые и новые законы и нормы регулирования. Именно поэтому развитие экологического права в жизни общества является необходимым и обязательным условием.
Литература:
- Декларация по окружающей среде и развитию. (Рио-де-Жанейро, 1992. 14 июня) // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1 ЭКСПЕРТ»
- О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395–1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 16. Ст. 834
- Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России. Учебник. М., 2011.
- Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник. М.: Юрайт, 2011.
- Мамин, Р. Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб.пос. /Р. Г. Мамин. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. –238с.