Каждое предприятие определяет себестоимость продукции, товаров, работ, услуг для формирования финансового результата. Методика калькулирования затрат в разных организациях отличается в зависимости от вида производства и отрасли, в которой функционирует компания. В статье рассмотрено понятие себестоимости различными авторами, выявлены особенности формирования стоимости услуг связи на примере интернет-провайдера ООО НПП «МИСТ», а также указаны отличия от формирования себестоимости готовой продукции.
Ключевые слова: себестоимость услуг, затраты, калькулирование, связь, интернет-провайдер, продажи, стоимостная оценка, калькуляционная единица, база распределения, общепроизводственные расходы
Любое коммерческое предприятие в процессе своей деятельности кроме удовлетворения потребностей населения руководствуется целью получения прибыли. Неотъемлемой частью такого результата компании является калькулирование себестоимости товаров, работ, услуг. Многие ученые уделяют внимание данному понятию, дадим его трактовку некоторыми из них.
С точки зрения экономических наук, по мнению К. М. Гарифуллина и М. Ф. Мусаллямовой: «себестоимость продукции — этообособленная часть стоимости продукции (товаров),состоящая из собственных затрат на производственную и коммерческую деятельность индивидуальныхтоваропроизводителей,позволяющих соизмерятьрезультаты своей деятельности с достижениями других участников обменного процесса, а также формировать данные о базовых значениях эффективностипроизводства и коммерции в условиях, когда ценообразование происходит на свободном рынке на основе спроса и предложений с учетом общественнонеобходимых затрат труда» [5].
Бакаев А. С. и Безруких П. С. «под себестоимостью понимают стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции, работ, услуг материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия» [3].
Бухалков М. И. утверждает, что «себестоимость представляет собой суммированную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыта товаров, природных, производственных, трудовых и других ресурсов» [4].
Роднова И. С. под затратами понимает выраженные в денежной форме расходы предприятия на производство, обращение и сбыт продукции, их совокупность образует себестоимость товара, и включает затраты живого и овеществленного труда, а также затраты оборотных средств, вовлеченных в производство [6]. При формировании стоимости услуг есть некоторая схожесть, что и при производстве продукции, но есть и отличия. Рассмотрим, как происходит калькулирование себестоимости и формирование затрат на примере Интернет-провайдера общества с ограниченной ответственностью научно-промышленного предприятия МИСТ (ООО НПП «МИСТ»).
Также, как и в других отраслях, компания ООО НПП «МИСТ» для отражения расходов в бухгалтерском учете использует такие элементы затрат, как материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на социальные отчисления, амортизация, прочие расходы [2]. В целях управленческого учета пользуется следующими статьями затрат:
− прямые:
а. основные материалы на производство услуг доступа в сеть интернет;
б. топливо и ГСМ;
в. электроэнергия;
г. стоимость входящего интернета от вышестоящих интернет-провайдеров;
д. затраты на заработную плату кабельщиков-монтажников;
е. затраты по начислению на фонд оплаты труда кабельщиков-монтажников;
ж. амортизация основных средств производственного назначения;
− косвенные:
а. стоимость спецодежды;
б. затраты на заработную плату инженеров, начальников участков, бригадиров;
в. затраты по начислению на фонд оплаты труда инженеров, начальников участков, бригадиров;
г. амортизация основных средств общепроизводственного назначения;
д. материалы на общехозяйственные нужды;
е. электроэнергия в целях управления;
ж. зарплата и начисления на нее общехозяйственного персонала;
з. прочие косвенные расходы.
При формировании себестоимости, виды продукции, полуфабрикаты, работы, услуги являются объектом калькулирования, а калькуляционная единица его измерителем. На практике существуют следующие калькуляционные единицы:
− натуральные (штуки, метры, киловатт-часы, тонны);
− условные (спирт 100 % крепости);
− единицы работ (например, одна тонна перевезенного груза);
− единицы времени (человеко-час, машинно-день);
− прочие.
Формирование стоимости готовой продукции отличается от калькуляции себестоимости оказанной услуги, так как для услуги нет четко сформулированного измерителя. Для каждой из них процесс образования затрат индивидуален, так как разная потребность в количестве материалов, затратах труда и времени. В большинстве случаев составляется смета будущих расходов.
На предприятии связи ООО НПП «МИСТ» себестоимость выражается в стоимостной оценке используемых материалов, сырья, электроэнергии, топлива, основных средств, трудовых и прочих затрат, осуществленных в отчетном периоде при оказании услуг доступа в сеть интернет населению и юридическим лицам. Отличительной особенностью является то, что в бухгалтерском учете компания не использует счет 43 «Готовая продукция», так как она не формируется. В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению все производственные затраты предприятия, прямо относящиеся к процессу создания услуг, собираются на счете 20.01.1 «Основное производство», а на счете 25 «Общепроизводственные расходы» отражаются косвенные затраты [1]. Те затраты, которые не относятся к производству, собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода затраты со счета 25 переносятся на счет 20.01.1, а с него в дебет счета 90 «Продажи» субсчета 90.02.1 «Себестоимость продаж», формируя производственную себестоимость. Расходы со счета 26 переносятся в дебет счета 90 «Продажи» субсчета 90.08.1 «Управленческие расходы». Также необходимо отметить, что сальдо на счетах 20, 25 и 26 не остается, и компания не имеет незавершенного производства. Таким образом, в течение года по дебету 90 счета накапливаются затраты компании ООО НПП «МИСТ», а по кредиту субсчета 90.01.1 «Выручка» отражается выручка за отчетный период. В конце года при реформации баланса определяется финансовый результат предприятия в следующей последовательности:
− определяется сумма по субсчету 90.01.1«Выручка» и переносится на субсчет 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» проводкой Дт 90.01.1 Кт 90.09;
− определяется сумма по субсчету 90.02.1 «Себестоимость продаж» и переносится на субсчет 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» проводкой Дт 90.09 Кт 90.02.1;
− определяется сумма по субсчету 90.08.1 «Управленческие расходы» и переносится на субсчет 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» проводкой Дт 90.09 Кт 90.08.1.
Разница между дебетом и кредитом субсчета 90.09 определяет финансовый результат и списывается на счет 99.01 «Прибыли и убытки». Если сальдо остается по дебету субсчета 90.09, то предприятие терпит убыток и делается проводка: Дт 99.01 Кт 90.09. Если сальдо остается по кредиту субсчета 90.09, то предприятие получает прибыль и делается проводка: Дт 90.09 Кт 99.01.
Формирование затрат на предприятии ООО НПП «МИСТ» можно отнести к методу калькулирования себестоимости директ-костинг. Сущность его в том, что происходит формирование неполной себестоимости, в которую включаются только переменные расходы, зависящие от объема продукции или услуг, а остальные затраты, не относящиеся к производству, вычитаются из выручки в том периоде, в котором были осуществлены. Особенностью компании, производящей услуги доступа в сеть интернет, является то, что нет базы для распределения общепроизводственных расходов (ОПР), так как компания не имеет калькуляционных единиц и нет смысла в их идентификации. Стоимость ОПР в общей сумме списываются на стоимость основного производства, а с него на счет продаж. Стоимость общехозяйственных затрат также в общей сумме переносится на счет продаж субсчет управленческих расходов. Такое распределение происходит в конце отчетного периода.
Таким образом, при калькуляции услуг связи можно выделить следующие особенности, отличные от формирования себестоимости продукции:
− нет калькуляционной единицы услуг;
− отсутствует база распределения общепроизводственных затрат, так как нет смысла в ее идентификации;
− производственные затраты в течение периода накапливаются на счетах производства, а в конце месяца переносятся на счет 90 «Продажи» субсчет 90.02.1 «Себестоимость продаж».
Литература:
1 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
2 Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790).
3 Бакаев А. С. Бухгалтерский учет: учебное пособие для вузов / А. С. Бакаев. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 736 с. — ISBN 5–85428–129–5.
4 Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: учебник. 2-е изд. испр. и доп. / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 264 с.
5 Гарифуллин К. М., Мусаллямова М. Ф. Теоретические основы учета себестоимости продукции // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 1 (047). — С. 57–62.
6 Роднова И. С. Структура и ритмика затрат в системе технологических процессов // Российское предпринимательство. — 2013. — № 3 (225). — с. 42–48.