Современное развитие России актуализирует проблемы модернизации образования как многомерного порождающего ресурса стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности информационного общества и существование современного человека как личности, выступающей в качестве движущей силы собственного развития, и осознающей свою ответственность и достоинство перед другими людьми, перед собой, миром в целом [2].
Приоритетным направлением развития современного образования является необходимость развития научно-исследовательской, творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Большинство общеобразовательных учебных учреждений ориентируется на утратившую свою актуальность модель образования, а именно когда все внимание направлено на выполнение учебной программы при внедрении новых форм, методов и технологий обучения. Но в подобной ситуации ученик — это лишь объект процесса обучения и при выходе из образовательной среды в реальную жизнь способен выполнять только ограниченную роль — роль исполнителя.
Однако в эпоху постнеклассической рациональности современное общество ждет от человека адекватных решительных действий в сложном и требовательном общеобразовательном пространстве, которое приемлет самообразование в течение всей жизни. Уровень образованности коррелирует с уровнем профессиональной и социальной мобильности.
Учитель в процессе своей профессиональной жизнедеятельности решает одну из важнейших задач — организация учебной деятельности (повышение удельного веса внутренней мотивации учения), решение которой должно проходить в русле сформированности у учащихся эмотивно-ценностных потребностей в реализации творческого потенциала с целью овладения новым знанием. Становление познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Детская одаренность — важнейший научно-исследовательский, интеллектуальный и творческий ресурс общества. Термины «одарённые дети» и «детская одарённость» отражают неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. Каждый ребенок с детства «одарен», все дело в дальнейшем раскрытии внутреннего интеллектуально-творческого потенциала, но при этом существует категория ребят обладающих более высокими интеллектуальными, художественными, творческими, физическими, коммуникативными способностями, требующих особого подхода к организации образования ребенка (обучения, развития, воспитания). Такие дети без посторонних усилий сами включаются в работу, причем творческую и повышенной сложности. Именно на них, в первую очередь, возлагается надежда на решение наиболее актуальных проблем современности, так как интеллектуальные возможности одаренных детей являются залогом успешного прогресса в любой сфере жизнедеятельности.
С точки зрения психологов процент одарённых детей с возрастом резко понижается, поэтому работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе, а лучше с дошкольных учреждений. С рождения все маленькие дети обладают задатками и способностями, но к сожалению, не все они получают должного развития. Наблюдается угасание невостребованных возможностей. Поэтому, необходимо своевременно разглядеть талант ребёнка, а для этого особенно значимо совместное сотрудничество учителей, родителей и психолога.
Большая ответственность ложиться на плечи учителей начальных классов, так как именно они должны создавать активно-развивающую, творческую образовательную среду, содействующую раскрытию заложенных природой определенных возможностей каждого ребёнка. Эстафетную палочку с большим грузом ответственности принимают учителя среднего и старшего звена, которые должны сохранить и преумножить интеллектуально-творческий потенциал учащихся.
Следовательно, увидеть, поддержать и раскрыть уникальность ребенка, не растерять и не замедлить рост его природных способностей — это наиболее значимая задача в работы с одарёнными детьми. Решение данной задачи необходимо не только для самого ребенка, для его дальнейшего самоопределения, но и для развития современного информационного общества, так как двигателем прогресса является физически здоровая, грамотная, социально и духовно-нравственная личность, приспособленная к нахождению выхода из сложных, проблемных ситуаций, наделенная способностями к научному поиску и самостоятельному принятию логически-верных действий.
Таким образом, выявление, развитие, социализация и поддержка одарённой молодежи выступают в качестве одной из главных проблем современного образования.
Одним из направлений по организации оптимальных условий выявления и развития одарённых детей является их активного участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах.
Общепризнанной формой работы с одаренными детьми является олимпиада. Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Многопрофильные предметные и междисциплинарные олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить не только интерес к школьному предмету, но эмотивно-ценностно ориентировать ребенка на самостоятельную деятельностную активность в процессе подготовке ответов к вопросам по темам школьной программы, в работе с дополнительным научным материалом повышенной сложности [2]. При этом каждый ребенок должен не просто знать учебный предмет, но уметь оценивать и корректировать свои знания. Участники олимпиады, применяя накопленный багаж знаний, логическое мышление, эрудицию и интуицию в незнакомых, нестандартных ситуациях способствуют расширению своего научно-исследовательского кругозора.
В процессе подготовке школьников к олимпиадам, несмотря на то, что школьники разбиваются на группы по предметам и классам, учителя должны осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Обязательным является проведение входного (диагностического) контроля знаний учащихся, определение наиболее «сильных» и наиболее «слабых» сторон школьников. Дальнейший подбор заданий происходит с учетом уровня подготовленности учащихся и ориентации на задания олимпиадного уровня.
Необходимым этапом в подготовке школьников к Всероссийской или межрегиональной олимпиаде является обязательное участие ребят в школьных конкурсах и олимпиадах. Это дает возможность учащимся проверить как степень своей подготовки по предмету, так и психологическую готовность к участию в мероприятиях более высокого уровня.
Всемирная информационная паутина сети Интернет предлагает современному образовательному сообществу привлекать в своей работе дистанционные предметные олимпиады, конкурсы и викторины в целях актуализации интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дистанционная олимпиада — это эффективный способ выявления, поддержки и дальнейшего развития природного потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности носит и психологический характер, так как способствует нерешительным, робким, застенчивым ребятам проявить свои возможности, громко заявить [3]. Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса.
Особую роль играет помощь учителя при дистанционной подготовке учащихся не только из районов области, но и районных центров, так как среди дистанционных мероприятий выделяются и те, которые ориентируются на выполнение заданий творческого и научно-исследовательского характера в течение более длительного времени (несколько дней). Такой вид работы направлен на переход от субъект — объектной деятельности к субъект — субъектной, что стимулирует взаимодействие учителя, учащегося и родителей, а также становление позитивного отношения школьников к учебному процессу.
Ежегодно в России проводится огромное количество школьных олимпиад для детей с 1 по 11 класс. Их популярность из года в год только возрастает. Без всякого сомнения, во многом это связано с возрастающим стремлением школьников к самоутверждению и саморазвитию. Основная же причина популярности кроется в том, что призеры олимпиад получают вполне реальные льготы при поступлении в ведущие вузы на бюджетной основе.
Самый правильный путь в лучшие вузы лежит через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по языкознанию, математике, физике, химии, биологии и активно участвовать в них.
Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на олимпиадах:
‒ подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач; такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе;
‒ готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне;
‒ диплом победителя и призера олимпиады обеспечит льготы при поступлении (как минимум 100 баллов по профильному предмету);
‒ существует большое количество олимпиад; не получилось на первой олимпиаде — возможно, получится на второй или третьей. В то время как ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут нарушить планы.
Но здесь важно понимать, что победа далеко не во всех олимпиадах автоматически «открывает» двери в высшее учебное заведение. Если ученик решил принять участие в предметной олимпиаде в школе только для того, чтобы продемонстрировать свой уровень знаний и неординарность мышления, то для этих целей подойдет любое соревнование, отвечающее требованиям школьника. Если же основная задача — через победу в конкурсе обеспечить себе возможность поступления в один из престижных вузов России, то выбирать необходимо несколько олимпиад, стандарты которых утверждены Минобрнауки России, в частности Всероссийская олимпиада школьников.
Необходимо отметить, что в победе на олимпиадах заинтересованы не только ученики, но и руководство школ. Дело в том, что рейтинг общеобразовательных учреждений по участию в олимпиадах — это один из значимых пунктов мониторинга эффективности российских школ, который в последние годы проводится Министерство образования РФ. Именно поэтому для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады учителя-предметники выбирают наиболее перспективных учеников, которые имеют большие шансы не просто на участие в других этапах, но и на победу в заключительном туре.
Таким образом, разносторонние направления внеурочной работы, представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности. При этом олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения школьника.
Литература:
- Кобзева, Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественнонаучного Образа мира студентов университета // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 418–420.
- Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника /Н. И. Кобзева, М. А. Кобзева// «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2815–2820.
- Мисюрина, Г.А Проектирование социального развития подростков в процессе образовательной деятельности: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 /Г. А. Мисюрина. — Барнаул, 2009. — 234 с.