Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
Шарлотта Бронте (1816–1855, английская писательница)
Самое интересное и загадочное явление природы — это детская одаренность. Последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
На современном этапе развития общество большую роль в развитии личности ребенка, его индивидуальным особенностям и талантам уделяет дополнительному образованию. Учреждения дополнительного образования нацелены на выявление, развитие и становление одаренной личности, её социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Именно по этой причине в педагогике формируются и все более расширяются взгляды на работу учреждений дополнительного образования не только в плане обучения, но и в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения контактировать и общаться не только со своими сверстниками, но и с людьми старшего поколения. Только в такой благоприятной и теплой обстановке, которая присуща учреждениям дополнительного образования, ребенок, благодаря старанию педагогов, может раскрыть весь свой потенциал.
Процесс воспитания должен осуществляться постоянно, проходить в прямом контакте с учениками, являться беспрерывным выбором и обоснованием педагога своей шкалы ценностей, личных взглядов и убеждений, а также собственных настроений.
В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является пропорциональность, т. е. совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя. Целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях эта та деятельность, которую педагог возлагает на себя. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, целью, средствами, мотивами и результатом. Цель педагога — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Формирование личности ребенка, не только младшего школьного возраста, но и старшеклассников сопровождается влиянием различных факторов, и одним из них является общение со сверстниками и взрослыми людьми. Среди многообразия факторов успеха в педагогической деятельности важнейшая роль принадлежит личностным качествам самого педагога. Когда мы рассматриваем педагога с точки зрения профессионализма, то акцентируем свое внимание на том, что его личностные особенности будут являться для него рабочим инструментом в его педагогической деятельности. Общаясь со своими подопечными, педагог становится для них фигурой, которая определяет его эмоциональное и психологическое состояние во время занятий, а также в общении с одноклассниками, лицами с которыми он сосуществует в пределах ограниченного пространства, влияние педагога распространяется на развитие творческой активности, что способствует раскрытию его талантов. Влияние педагога простирается не только на период обучения ребенка, но прослеживается и в последующие годы.
Основой личностного общения является потребность индивида в эмоциональной, психологической поддержке, стремление ребенка к взаимному пониманию и сопереживанию. Становление ребенка как личности, когда зарождается ее общественная направленность, формируется навык социального поведения, особенно важную роль играют Учреждения дополнительного образования как общественной и организационной формы развития и воспитания подростков и детей, не исключая процесс их общения с педагогами.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» речь идет о необходимости воспитания самостоятельной, инициативной, мотивированной всесторонне развитой личности, которая ориентирована на построение и реализацию продуктивных стратегий своего жизненного и профессионального путей. Таким образом, центральным местом в новой модели образования видится взаимодействие главных субъектов учебно-воспитательного процесса — педагога и учащегося.
Основные личностные качества каждого индивида закладываются еще с детства, и потому предъявляются высокие требования к духовному, эмоциональному, психологическому уровню развития педагога, а так же к его моральным качествам. Не менее высокие требования общество предъявляет к мастерству, профессионализму педагога дополнительного образования. Богатое содержание личности руководителя объединения — это непременное условие достижения эффективного воздействия на индивида и многогранности его мироощущений.
Профессия педагога, это не просто транслирование знаний, а высокая миссия создания личности, становление человека в человеке. В связи с этим, целью педагогического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа.
Личность педагога, характер его социального ориентира, тип гражданского токования и деятельности проявляются в его профессиональной позиции. Призвание педагога в отличие от педагогического интереса, который чаще бывает созерцательным, означает необходимость и склонность, взращенная из осознания способностей к педагогическому мастерству. Основой педагогического призвания является любовь к тем, кого обучает педагог, являясь стимулом к самосовершенствованию, целенаправленному саморазвитию таких личностных качеств, которые и характеризуют профессионально-педагогическую направленность педагога.
Следуя чувству педагогического долга, педагог всегда старается первым оказать помощь и детям, и взрослым, всем, кому она необходима, четко осознавая пределы своих прав и компетенции; учитель всегда требователен к самому себе, неукоснительно следует особому кодексу педагогической морали и этики. Высшее проявление педагогического долга выражается в самоотверженности педагога. Именно в ней выражается его мотивационно ценностное отношение к своей профессиональной деятельности. Педагог, в котором присутствует данное качество, способен выполнять свою миссию, не считаясь со временем.
Принципиально важно, что источником не только профессионального развития педагога, но и личностного развития учащегося признана постоянно меняющаяся общность «учитель — ученик», а потому, для того, чтобы эта общность была эффективна для ученика, существует необходимость, дабы сам педагог выступал в роли субъекта деятельности.
Необходимо рассматривать не менее двух моделей профессионального поведения педагога — развивающая и адаптивная, которые основаны на описанных С. Л. Рубинштейном двух способах жизни. Первый способ строится на процессах приспособления к окружающему миру, второй способ — включает в себя, помимо адаптации, и креативность, что в конечном итоге приводит к развитию в человеке сугубо субъектных качеств. Неоспоримо и влияние позиции педагога на становление субъектных особенностей в каждом учащемся. На наш взгляд одной из важнейших сторон образовательного процесса является живое взаимодействие учителя с ребенком, как субъекта — носителя культуры и субъекта, только входящего в культуру и познающего ее.
Исключительно адаптивная направленность в педагогической деятельности педагога крайне отрицательно сказывается на нем самом, в связи с тем, что педагог постепенно утрачивает нетрадиционность мышления, порабощает свои способности официальным и неофициальным предписаниям, и, в конечном итоге, теряет свою индивидуальность. Равнодушный педагог, вопреки объективным фактам и здравому смыслу, стремится наладить учебный процесс, совершенно не задумываясь о том, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и испытывали радость познания, были успешными в процессе приобщения их к социальному опыту. Такой педагог не обращает внимания на состояние здоровья своих подопечных, на их физическое и духовное развитие, а порой и на возрастные, психические и индивидуальные особенности в развитии ребенка. На фоне этих тревожных тенденций необходимо проводить активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада. Основным направлением видится формирование профессионального идеала, то есть педагога, который способен оказать такое влияние на ученика, которое обеспечит ему успех нравственно-волевого, духовного, интеллектуального и эмоционального развития.
В том случае, когда педагог имеет желание воспитать ребенка, ему необходимо привлечь ученика к деятельности, которая совершенствует среду, окружающую ребенка. Если ребенок не будет привлечен к подобной деятельности, то и не будет воспитания в положительном смысле этого слова.
Признание личностной деятельности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Каждая личность рано или поздно из объекта воспитания переходит в статус субъекта. Решая поставленную педагогическую задачу, учитель побуждает каждого ребенка к определенному виду деятельности или предохраняет от совершения нежелательных действий. Чтобы учащиеся проявляли собственную активность, влияние педагога должно быть ими осознано, превратившись во внутренний побудитель, в мотивацию к деятельности. Определенная стадия развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания дает человеку понимание не только внешних для него целей, но и целей своего собственного воспитания. Индивид начинает воспринимать себя как субъекта воспитательного процесса. С зарождением этого нового, индивидуального в развитии каждой личности фактора, человек становится воспитателем, то есть педагогом в лучшем понимании этого слова.
Любая из деятельности ребёнка, особенно тогда, когда она проходит в игровой форме, охватывает большие возможности в выявлении и раскрытии его «я», и дальнейшего пути его личностного усовершенствования.
Работа педагога дополнительного образования строится в соответствии с Образовательной программой, планом учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Исходя из этого можно четко определить, что профессиональная деятельность педагога — это непрерывный процесс постоянного общения с детьми. От эффективности данного процесса зависят результаты образовательной и воспитательной работы каждого педагога. Личностный рост и успехи маленького человека неразрывно связаны и зависят от личности педагога и его профессиональных качеств.
В сущности, деятельность педагога дополнительного образования направлена на управление возможностями детско-подросткового объединения в учреждении дополнительного образования и окружающей среды с целью реализации программ дополнительного образования по отношению к обучающимся, как к группе, так и к каждой отдельной личности. Необходимо быть страстным энтузиастом, чтобы всего себя посвятить решению сложнейшей задачи — ввести воспитанников в особенный мир тех или иных знаний, разглядеть талант в каждом из них и развить в них трудолюбие.
Педагог, учитель, преподаватель… Как бы мы не назвали этих людей, все они являются посредниками между ребенком и морально-этическими, духовными ценностями поколений, как современных так и более далеких. Данные ценности, морально-этические нормы, знания не должны доходить до подрастающего поколения в стерилизованном виде, а должны нести в себе личностные черты педагога, его оценки. Отсюда мы можем сделать вывод, что эффективность системы воспитания детей школьного возраста неразрывно связано с гуманистической направленностью личности учителя.
Для максимального развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретного направления его деятельности, сферы его интересов. В то же время, чтобы благоприятно развить личность ребенка, раскрыть его таланты, необходимо создать особые условия, на базе которых будут усваиваться знания, способы деятельности в предложенных областях образования, развиваться психологические механизмы применения освоенных навыков и умений; развитие индивидуальных качеств личности.
Ценностными приоритетами учреждения дополнительного образования выражается в предпочтении личностно-ориентированного подхода в образовательной и воспитательной сферах деятельности, концепции гуманизма в отношении к индивиду. При этом, необходимым условием, которое обеспечит развитие личности ученика, является личное осознание педагогом ценностей результатов развития и саморазвития.
К какой бы сфере общественной жизни мы ни обратились, в каждой из них мы обязательно встретим необходимость присутствия неординарных личностей. Но, что же необходимо для формирования личности? Какими средствами воспользоваться для достижения наиболее желанного результата? Как воспитать достойных граждан нашего Отечества?
Подобное воспитывается подобным. Личность ребенка может воспитать только личность учителя. Так кто такой Педагог, способный взрастить Личность? Этот человек отнюдь не «урокодатель». Педагог должен быть просветителем, наставником, духовником и другом. Именно такими являются лучшие учителя. Таковым нам видится идеал педагога, способного взращивать, развивать и укреплять юную душу, вести ее к высоким целям.
Литература:
- Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981. 12. Соколова В. В. Культура речи и Культура общения. Москва «Просвещение» 1995г. 13. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М.,2000
- Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач. М.,1987. 7.Красникова Е. А., Соснин В. А. Социальная психология PDF. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.,1986. 3.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. 4.Андреева Г. М. «К проблематике психологии социального познания». Под ред. В. А. Ядова. М,2000г.
- Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986. 10.Сухов А. Н. Издатели: Academia, год выпуска 2011