The article considers topical issues of formation of managerial culture.
Keywords: technology active learning, factors, skills, managerial culture
Необходимость подготовки в высших учебных заведениях специалистов в области управления обусловлена ситуацией, сложившейся в современном обществе. Давая обобщенное понятие менеджмента, необходимо отметить, что это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен Анри Файолем, который утверждал, что управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для управленческих специальностей должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, который способен найти адекватные формы реагирования, соответствующие постоянно изменяющейся среде.
В Федеральных Государственных образовательных стандартах высшего образования указывается, что организационно-управленческая деятельность является одним из необходимых видов профессиональной деятельности менеджера. Для достижения целей и реализации своих функции в профессиональной деятельности специалисты в области менеджмента должны обладать навыками управленческой культуры.
Мы рассматриваем управленческую культуру как свойство личности, характеризующее способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих управленческого воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей [3, с. 134].
Профессионал, занимающийся управленческой деятельностью, находится в центре организации, где несет ответственность, как за свою работу, так и за работу всей компании. При этом высокий уровень сформированности навыков управленческой культуры позволяет специалисту более эффективно выполнять свои обязанности.
Управленческая культура менеджера определяется как особое состояние человека, профессиональным занятием которого является управление в процессе организации, помощи сотруднику в трудной профессиональной ситуации, в более широком понимании как специфическая область работы с человеком [2, с. 176]. При этом это теоретическая, психологическая и технологическая готовность и способность личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях свои теоретические знания об эффективном управлении организацией, проявлять гибкость профессионального мышления при решении любого рода управленческих задач.
Педагогическое содержание становления управленческой культуры в вузовском образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется как становление и развитие социально адаптивной, социально мобильной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности.
Проанализировав философскую, педагогическую, психологическую литературу и практику мы выявили, что формирование навыков управленческой культуры связано с социальными, педагогическими и психологическими факторами.
Факторы в науке рассматриваются как причина, как движущая сила развития и совершенствования любого процесса [1, с. 124].
В нашем исследовании личность выступает как субъект педагогического процесса, испытывающая на себе различного рода внешние и внутренние воздействия. Исходя, из чего можно говорить о внешних и внутренних факторах формирования навыков управленческой культуры. Нашей задачей является исследовать педагогический аспект проблемы, поэтому мы отдаем предпочтение педагогическим факторам.
Основной движущей силой формирования навыков управленческой культуры являются, в нашем исследовании, познавательные потребности, удовлетворение которых связано с присвоением управленческих культурных ценностей, что должно привести к образованию личности специалиста в области менеджмента.
Образовательная деятельность преподавателя ВУЗа по формированию навыков управленческой культуры студента будущего менеджера связана с частными факторами:
− концептуально-целевым подходом к формированию управленческой культуры личности обучающегося;
− модельной организации процесса профессиональной подготовки обучающихся;
− информационным обеспечением процесса формирования навыков управленческой культуры.
Необходимо остановится на каждом из приведенных факторов.
- Концептуально-целевой подход: формирование навыков управленческой культуры личности обучающегося связано с ценностями, целями и средствами.
Цель как фактор формирования навыков управленческой культуры определяет содержание и направление всей деятельности.
Ценности рассматриваются как роль смыслов человеческой жизни. При этом выделяют три класса: творческие, в том числе труд; переживания и отношений. Они же выступают как фактор формирования навыков управленческой культуры и требуют активного использования педагогического управления и методов образовательной деятельности.
В управлении мыслительная деятельность, как правило, носит дедуктивный характер. Это один из аспектов, как самого управления, так и управленческого мышления.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.02 «Менеджмент» предъявляет среди множества требований к учебному процессу — использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечается, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20–25 процентов аудиторных занятий.
Для организации учебного процесса, направленного на формирование навыков управленческой культуры можно использовать такие методы, как деловая игра, проектные задания, решение управленческих ситуационных задач.
Активное обучение предполагает использование комплекса интерактивных учебных материалов по дисциплинам, которые обеспечат становление управленческой культуры студента- будущего менеджера в вузовском образовании особенно в отношении дисциплин профессионального цикла («Теория менеджмента (история управленческой мысли)», «Теория менеджмента (теория организации)», «Теория менеджмента (организационное поведение)», «Маркетинг») [4, с. 330].
Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. При этом предполагается использование интерактивных учебных материалов, таких как учебники, тесты, учебно-методические пособия, в которых содержатся вопросы, задания, тесты и ситуационные задачи.
Речь идет о необходимости использовать методы активного обучения как универсальных методов, позволяющих обучающимся быть не пассивным слушателем, а внести свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Это означает, что мы должны обучать студентов применять полученные теоретические знания в различных конкретных ситуациях.
Анализ практики и научных исследовании показывает, что обучение должно строится так, чтобы обучающийся последовательно переходил от одного уровня деятельности к следующему более высокому.
- Модельная организация процесса профессиональной подготовки обучающихся.
Цель выступает ведущим фактором формирования навыков управленческой культуры, но не менее важное значение имеет и организация педагогического процесса. Модельная организация процесса формирования навыков управленческой культуры требует исследовательского подхода.
Категориями можно назвать:
- Проблему как знание о необходимости формирования навыков управленческой культуры;
- Факт как форму знаний (содержание, положение, средство решения задач);
- Систему знаний, объясняющую интересующее нас явление или процесс.
Моделируемые объекты и отношения становятся наглядными для субъекта познания при использовании вещественных или реализуемых на компьютере моделей.
Связи между компонентами моделируемого объекта признаются с помощью эксперимента. Модель же, как идеализирующее представление всегда сохраняет момент приблизительности, который может оказаться существенным, и для его снятия потребуется новая модель.
- Информационно-математическое обеспечение процесса формирования навыков управленческой культуры обучающихся.
Исследование показало, что важнейшим фактором образовательной деятельности преподавателя является информационное обеспечение процесса формирования навыков управленческой культуры обучающихся.
В нашем исследовании мы реализовали систему формирования навыков управленческой культуры средствами дисциплин управленческого блока [4, с. 329].
Процесс становления управленческой культуры бакалавра менеджмента в вузовском образовании мы наделяем следующим смыслом:
− оказание личности студента содействия в получении знании о системе управленческой культуры;
− закрепление навыков культурно-управленческой деятельности как профессиональной личностной ценности, её важности и актуализации потребности в ней, при полной адекватной оценке собственной управленческой культуры с точки зрения потенциала профессии и планировании собственного профессионального успеха.
Сам процесс представлял собой специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие преподавателя и студента, конечной своей целью имеющее формирование навыков управленческой культуры. Данный процесс имеет управляемый, контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.
Литература:
- Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. / В. И. Андреев – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. с. 124.
- Позднякова Ж. С. Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры // Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации(III), Челябинск, 2012. с. 175–177.
- Позднякова Ж. С. Особенности формирования навыков управленческой культуры //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических наукахсборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. 2014. С. 133–138.
- Позднякова Ж. С. Педагогические условия формирования навыков управленческой культуры студентов — менеджеров // Казанский педагогический журнал. 2015.№ 4–2 (111). С. 328–332.