Некоторые вопросы оправовом режиме Арктики
Ганиева Альбина Маратовна, студент
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматриваются некоторые вопросы о правовом режиме Арктики на основе анализа международно-правового акта, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: вопросы, правовой режим, Арктика, международно-правовой акт, материалы, подходы, анализ
В последнее время, в зарубежных и российских средствах массовой информации (далее — СМИ) все чаще появляется информация о территориальных спорах и претензиях ряда стран на Арктику. Одной из причин данного события является тот факт, что арктические недра имеют большие запасы природных ресурсов: нефть, газ и т. д. [1].
Российская Федерация (далее — РФ, Россия), не остается в стороне по мирному урегулированию вопросов в части определения северных границ своей территории, учитывая свое северное расположение, а поэтому в 2015 году в очередной раз подала заявку на расширение своей территории. И одной из причин этому является научное предположение о полярном размещении огромных углеводородных запасов. По мнению ряда ученых-геологов, на дне Северного Ледовитого океана находится около 30 % неразведанного природного газа и 13 % неразведанной нефти. Суммарная стоимость этих залежей составляет несколько сот миллиардов евро. Именно попытка обеспечения себя этими ресурсами и является главным стимулом для России в вопросах освоения Арктики. Нельзя также обойти вниманием тот факт, что Россия имеет северную границу протяженностью несколько тысяч километров, а поэтому начала восстанавливать и реконструировать в Арктике гражданские и военные объекты, построенные еще в годы Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР).
Как известно, Россия имеет достаточно мощный ледокольный флот и в ближайшее время запускается производство еще новых трех атомных ледоколов. Западные партнеры считают данные действия со стороны РФ недружественными и квалифицируют их как акт агрессии, ссылаясь на документы, устанавливающие правовой режим Арктики [2].
Арктика не имеет точных границ. Ранее существовал так называемый секторальный подход, суть которого заключалась в разделе Арктики циркумполярными государствами. Интересной особенностью данного подхода являлось то, что границей любого государства являлся Северный полюс. Так, еще в 1909 году Канада объявила, что все территории, находящиеся от ее северного побережья и до Северного полюса, являются частью государства [3]. В 1925 году Канада официально закрепила свои претензии на арктический сектор [4, с. 54]. В свою очередь СССР в 1926 году всю территорию от материковой части Советского Союза и до северного полюса, ограниченную меридианами, объявил территорией СССР [5]. Однако, секторальный подход отмечал лишь принадлежность суши и островов, однако никак не разделял арктическую акваторию.
Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [6, с. 684] о правовом режиме Арктики целесообразно определиться с международно-правовым актом по морскому праву и отношении России к этому правовому акту.
В 1982 году Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее — ООН) была принята Конвенция ООН по морскому праву (далее — Конвенция по морскому праву), в соответствии с которой территориальная юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, а вне шельфовая зона объявляется международной [7].
Россия на основе Федерального закона от 26.02.1997 г. № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» [8] присоединилась к условиям действия этого соглашения. По Конвенции по морскому праву территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной — 200-мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега). По мнению некоторых специалистов, в результате ратификации Конвенции по морскому праву Россия утратила суверенитет над 1,7 млн. кв. км. акватории Северного Ледовитого океана [3].
Однако, несмотря на принятие Конвенции по морскому праву, не решенными остаются множество вопросов, в частности сохранилась неопределенность с принадлежностью подводного хребта Ломоносова. На него свои права предъявляют сразу три государства: Россия, Дания и Канада [9].
В 2007 году, экспедицией Арктика-2007, под руководством Артура Чилингарова, был поднят на дне хребта Ломоносова национальный вымпел России. Данное событие вызвало негативную реакцию со стороны Канады и резкую критику со стороны США [10].
Также не решен вопрос о принадлежности острова Ханса, за который спорят Канада и Дания [11].
В 2010 году РФ и Норвегия подписали протокол о разграничении акватории Баренцева моря. В соответствии с этим протоколом Россия потеряла часть акватории, считавшаяся ранее советской в пользу Норвегии.
В 2008 году, все страны претенденты на арктические территории подписали соглашение о том, что будут придерживаться Конвенции по морскому праву. При этом США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что их действия не будут противоречить ей. Указанные заявления позволяют говорить о том, что потенциал для обострения конфликта отсутствует.
В свою очередь, автор этих строк полагает, что споры должны решаться в ходе рассмотрения комиссией ООН заявок от стран претендентов. При этом на их рассмотрение будет уходить довольно много времени, что не всегда будет способствовать дипломатическому урегулированию, возникающих споров.
Таким образом, необходимо отметить, что Арктика привлекает государства не только как огромный источник природных ресурсов, но и как естественная среда обитания арктической фауны. В Арктике осуществляется промышленный улов камчатского краба, лосося, китов, морских котиков, мойвы, трески, сельди и корюшки. Поэтому Россия в пределах своей северной территории и на находящиеся в ее пределах природные богатства должна защитить, чтобы не достались иностранным промышленникам.
Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [12, с. 361] о защите российских территорий в Арктике.
По мнению автора, защита Россией своих интересов в Арктике предусматривает, во-первых, принятие закона «Об Арктике», в котором определила всю территорию от северного побережья своей территории и до северного полюса, как это в 1925 году сделала Канада; во-вторых, необходимо уточнить внешнею границу континентального шельфа.
Как известно Конвенция по морскому праву предполагает, что граница континентального шельфа может проходить на расстоянии до 350 миль. Но тут существует юридическая ловушка: с установлением континентального шельфа Россия будет признавать распространение Конвенции на арктический сектор. Изменится и правовой статус Северного морского пути. Там, где он выходит за пределы 12-мильного территориального моря, будет действовать режим открытого моря для прохода судов и Россия должна будет обеспечивать безопасный проход иностранных судов, к чему в течение 40 лет стремятся США.
В настоящее время трассы Северного морского пути объявлены национальной единой транспортной коммуникацией России в Арктике. Об этом прямо сказано в федеральном законе о территориальном море России [13].
Таким образом, проанализированные положения Конвенции по морскому праву, материалы из СМИ и научные подходы, характеризующие вопросы по разделению и освоению территории Арктики, позволяют акцентировать внимание на значимости северных границ территории России и дать некоторые авторские предложения по развитию законодательства [14, с. 518] о защите Арктики.
Литература:
- Deutshe Welle. Борьба за Арктику: обоснованные претензии России? // Информационное агентство Deutshe Welle — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ % /a-18634988 (дата обращения: 10.11.2016).
- Сорокина Н. В. Опасная Арктика // Официальный печатный орган Правительства Российской Федерации «Российская газета» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2007/07/27/arktika.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Барциц И. А. Правовой статус Арктики — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.zakon.kz/203585-pravovojj-status-arktiki.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Лукин Е. Е. Международное право России. Учебник для вузов / под ред. Е. Е Лукина. — М.: Издательский центр «Волтерс Клувер», 2011. — 473 с.
- Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=18601 (дата обращения: 10.11.2016).
- Жадан В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 683–689.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=121270&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9767490736157065#0 (дата обращения: 10.11.2016).
- Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102348909&backlink=1&&nd=102045863 (дата обращения: 10.11.2016).
- Хребет Ломоносова и поднятие Менделеева — продолжение шельфа РФ, свидетельствуют результаты анализа // Информационное агентство News.ru.com — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/20sep2007/arctik.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Администрация Буша: флаг РФ на дне Ледовитого океана юридической силы не имеет // Информационное агентство News.ru.com — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.newsru.com/world/03aug2007/arc.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Апанасенко В. М. Новая мировая война может начаться в Арктике // Независимое военное обозрение. — № 11, 23.11.2012 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nvo.ng.ru/gpolit/2012–11–23/1_artic.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 359–362.
- Россия и Норвегия разграничили арктические морские территории // Информационное агентство News.ru.com — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/15sep2010/nrwrf.html (дата обращения: 10.11.2016).
- Жадан В. Н. К вопросу о развитии законодательства об экологических преступлениях // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 515–519.