В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления
В настоящее время система образования претерпела большое количество преобразований, обусловленных выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обмин из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.
Проблема эффективности управления привлекала внимания многих научных деятелей во все временные периоды. По мнению Конаржевского Ю. А. эффективность организации управления- это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах [1].
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более эффективное состояние организации через разработку и реализацию целенаправленных воздействий.
Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной.
Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является:
− отсутствие методик измерения эффективности управления;
− наличие единых критериев оценки эффективности управления.
Цель статьи — подбор критериев, для оценки измерения эффективности управления на примере дошкольной образовательной организации.
Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность. В практической деятельности образовательной организации используется не сам критерий, система показателей, построенная на его основе. Понятие «критерий» на много шире понятия «показатель», таким образом мы можем утверждать, что критерий — это система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса [2].
Итак, критерий эффективности, включает в себя систему показателей выражающих главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя образовательной организацией.
Рассмотрим основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организацией и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности.
- Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО).
Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы ДОО
Показатели эффективности:
− состояние здания и его оснащенность;
− количество детей в соответствии с проектом;
− наличие и состояние помещений для учебной деятельности;
− наличие и функциональность прилегающего участка;
− постройки для спорта и отдыха.
Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность ДОО
Показатели эффективности:
− возрастные показатели педагогов;
− благоприятные отношения между педагогами;
− настроенность педагогов на развитие;
− наличие полного учебно-методического комплекса;
Критерий 1.3. Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей.
Показатели эффективности:
− оптимальное количество учебно-воспитательной нагрузки;
− применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
− медицинский контроль;
− профилактика заболеваемости.
- Качество управления ДОУ.
Критерий 2.1. Представления руководителя и его заместителей о целях и приоритетов ДОО
Показатели эффективности:
− знание нормативно-правовых документов;
− отражение в планах ДОО гражданских и нравственных ценностей;
− четкость, конкретность и диагностичность цели деятельности.
− обоснованность приоритетов ДОО.
Критерий 2.2. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.
Показатели эффективности:
− дифференцированный подход к сотрудникам ДОО;
− умение вовлечь педагогов, к профессиональному самосовершенствованию;
− организация активных форм профессионального развития педагогов;
− возможность стимулирования и мотивирования профессионального роста педагогов.
Критерий 2.3. Оценивание руководителем своей деятельности и своевременное исправление допущенных недочетов.
Показатели эффективности:
− умение видеть свою работу со стороны;
− терпимое отношение к критике;
− демократический стиль управления;
− конструктивная реакция на ошибки.
- Качество учебно-воспитательной работы ДОО.
Критерий 3.1. Состояние учебного плана и рабочих программ.
Показатели эффективности:
− обоснованность учебно-воспитательного плана ДОУ;
− баланс предметных областей и учебной нагрузки по видам деятельности;
− адекватный уровень сложности;
− ориентация на развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-нравственной сферы детей.
Критерий 3.2. Отражение в учебном плане и программе основных компетентностей выпускника ДОУ, представленных в ФГОС ДО.
Показатели эффективности:
− ориентация на развитие у детей самостоятельности и коммуникативных навыков;
− разносторонняя направленность обучения;
− обучение сотрудничеству;
− пропаганда здорового образа жизни.
Критерий 3.3. Кадровое и методическое обеспечение учебного плана.
Показатели эффективности:
− обеспеченность кадрами;
− уровень квалификации педагогов;
− рациональное распределение Должностных обязанностей;
− возможность оказания дополнительных образовательных услуг;
− развитое методическое обеспечение.
- Психологический климат вДОО.
Критерий 4.1. Стиль отношений в ДОО.
Показатель эффективности:
− стилевые отношения между педагогами и воспитанниками (диалог, сотрудничество, взаимопонимание);
− восприятие ошибок;
− настрой на поддержку, создание ситуаций успеха.
Критерий 4.2. Поддержка инициатив и творчества педагогов, самостоятельности детей
Показатели эффективности:
− стремление разобраться в инициативных предложениях коллег;
− терпимость и поддержка их при неудачах;
− желание применить лучшие находки коллег в практике.
Критерий 4.3. Условия труда и отдыха педагогического коллектива.
Показатели эффективности:
− удобный распорядок рабочего дня;
− эстетика интерьера;
− наличие времени и места для методической работы;
− психологическая поддержка педагогов и детей.
- Квалификация педагогов ДОУ.
Критерий 5.1. Преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ.
Показатели эффективности:
− личность ребенка — объединяющая коллектив.
− ценности сотрудничества и профессионально-педагогической этики;
− учет интересов ребенка.
Критерий 5.2. Профессиональная компетентность педагогов.
Показатели эффективности:
− владение учебно-методическим материалом и современными методами ведения занятий.
− рефлексия причин успехов и неудач своей деятельности.
− стабильность в достижении положительных результатов труда независимо от контингента детей и других факторов;
− организация их самостоятельной работы исследовательского типа.
Критерий 5.3. Сотрудничество педагогов и ориентация их на совместные достижения.
Показатели эффективности:
− отношение педагогов к сотрудничеству в коллективе;
− обмен опытом работы;
− ориентация на командную проектную работу;
− распределение поручений согласно индивидуальным склонностям и интересам педагогов.
- Достижения детей ДОУ.
Критерий 6.1. Уровень освоения детьми программного материала.
Показатели эффективности:
− количество детей с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений;
− обеспечение со стороны педагогов динамики развития детей;
− процент выполнения возрастных интеллектуальные нормы детей.
Критерий 6.2. Положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию.
Показатели эффективности:
− положительный настрой на занятия с преобладанием интереса и ответственности;
− организованность, дисциплина;
− владение основными познавательными умениями, навыками произвольности;
− сформированность контрольно-оценочных действий.
Критерий 6.3. Ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ.
Показатели эффективности:
− ценности, преобладающие в детских коллективах;
− отзывы окружающих о воспитанности детей;
− проявление ими заботливого отношения к другим людям.
При обработке результатов экспертной оценки возможно применение бальной систему по каждому показателю, где высокий показатель — 3 балла, средний — 2 балла, низкий — 1 балл.
Таким образом, мы можем подвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации.
Подобранные критерии помогу в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Новая школа, 2007. — 158 с.
- Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. — Спб.: СП6АППО, 2006. — 96 с.
- Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1998. — 178 с.
- Третьяков П. И. Практика управления современной школой. — М.: Новая школа, 2005. — 200 с.