В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС — одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с взрослыми. В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».
Выделяю 4 темы:
- Семья и значение семьи в жизни ребёнка.
- Содержание работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ.
- Формы общения музыкального руководителя с родителями в ДОУ.
- Личный опыт работы с родителями.
Ни для кого не секрет, что Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Современная семья иеё проблемы
- Слабая социальная защищённость.
- Материальные трудности.
- Увеличение числа разводов.
- Ослабление внимания к духовным ценностям.
- Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию детей.
- Снижение социальной установки на воспитание.
Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы:
- Родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
- Родители судобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача: не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
- Семьи снеработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача: выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками музыкального руководителя. На эту родительскую группу необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Профессиональный совет и общение:
Содержание работы с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.
Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды.
Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, семейного музицирования.
Направить родителей в выборе дополнительного образования, исходя из задатков ребенка.
Беседовать о важности развития музыкального воспитания, о благотворном воздействии классической музыки на здоровье и интеллект детей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные: родительские собрания, конференции, и др. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3–5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д.
Индивидуальные:беседа — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей, тематические консультации. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Наглядно-информационные: Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Нетрадиционные формы
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик. |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. педагогическое содержание мероприятия |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках: «Устами младенца», «Встреча Нового года», «Рождественские забавы». «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа». «Папа, мама, я — дружная семья». «Праздник урожая» и др. |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей, повышая психолого-педагогическую культуру родителей, развивают рефлексию |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. «Устами младенца», Устный педагогический журнал («Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка»), клуб для родителей («Колыбельные для малышей») |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей, организация Дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Основные блоки по работе с родителями
Блоки |
Основные задачи |
Формы |
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции. Работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль. |
Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
В своей работе я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. И заметила, что инициатором сотрудничества становится сам музыкальный руководитель. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Совместная работа с родителями и детьми:
- Участие семьи в мероприятиях ДОУ: Сорок-сороков или праздник птиц (совместная разработка сценария с родительницей, приготовление родителями птиц из солёного теста, выступление семьи воспитанника).
- Театральные вечера: показ театральных постановок для родителей с последующим чаепитием и рефлексией.
- Выездные мероприятия выходного дня.
- Социально значимые мероприятия города.
- Участие родителей в совместных играх: педагог – родители – дети.
- Участие членов семьи в праздниках ДОУ.
- Пошив костюмов.
- Регулярное обновление информации на стендах ДОУ.
- Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника: анкетирование.
- Проведение Дня открытых дверей, «Папа, мама, я — спортивная семья».
- Обратная связь: анкеты обратной связи, творческое взаимное мотивирование.
- Взаимодействие с родителями после окончания детского сада
Средства общения:
- Печатный материал: листовки, афиши, стенды.
- Телефон (создание собственной базы телефонных номеров).
- Электронная почта.
- Социальные сети: создание групп, страниц, мероприятий.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее то, что они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. И, оказывается, они так много знают, так интересно рассказывают, танцуют и поют. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу “всем миром”: детский сад, семья, общественность.
Литература:
- Николаева Е. И. Тоталитаризм в семье. Самара, 2002.
- Луков В. А. О концепции фамилистической экспертизы /Семья в России/, 1996. № 3–4;
- Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни». 2000.
- Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
- Конягина Л. Н. Положение семьи и детства в современной России /Неизвестный Макаренко/ сост. С. С. Невская. М.,1999.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ /Методический аспект/ — М, 2005.
- Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
- Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ — М., 2005.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ / автор-сост.: Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. — М., 2004.
- Баринов Т. М. Семья и семейное воспитание /Педагогические вести/ под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993.
- Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи /Мир образования — образование в мире/ 2001. № 4
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. — М. 2004.
- Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения. Ред.кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. Ставрополь, 1997.