Дошкольное детство, а особенно ранний возраст, является важнейшим периодом, в котором закладывается фундамент здоровья и происходит становление личности. В настоящий момент, к сожалению, отмечается значительное увеличение числа детей, уже в столь раннем возрасте имеющих проблемы со здоровьем. Статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим неблагоприятным факторам и всего лишь 14 % абсолютно здоровых детей поступает в школу. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Сравнительный анализ состояния здоровья и физического развития детей, посещающих МДОУ д/с № 104 «Звоночек», показал, что за прошедший период (1991–2015 гг.) уменьшилось количество детей с первой группой здоровья: в 1991 год — 78 детей (23 %) из 337, 2014 год — 4 ребенка (1,2 %) из 338. С 2006 года ДОУ стали посещать дети, имеющие IV группу здоровья, а с 2013 года — V группу здоровья. Детей с высоким уровнем физического развития 1,2 %.
При изучении сложившейся ситуации, выделили несколько факторов, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей:
- Приоритетным для родителей являются образовательные стандарты и требования, подготовка к обучению в школе. Вопросы здоровья и физического развития детей отходят на второй план.
- Отсутствие должного интереса родителей к своему здоровью и, как следствие, к здоровью своих детей (несоблюдение режима дня, сокращение времени прогулок, замена игровой деятельности учебной, низкая двигательная активность).
- Неблагоприятная экологическая обстановка в городе, наличие большого количества предприятий химической промышленности (наличие заболеваний органов дыхания, аллергия).
- Образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение и т. д.).
- У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Мы считаем, что в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, МДОУ, где ребенок проводит большую часть своего активного времени; в-третьих, организации дополнительного образования и социальные институты.
Наша приоритетная задача сохранить и укрепить здоровье детей. Поэтому накопленный опыт педагогического коллектива МДОУ д/с № 104 в области закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста, а также потребность педагогического коллектива в дальнейшем профессиональном росте и поиске новых форм взаимодействия с детьми и родителями в данном направлении обусловили создание программы «Ступеньки здоровья». Мы считаем, что физическое развитие дошкольников посредством формирования нравственно-духовных эталонов даст дорогу в будущее малышу, выступит в роли стержня всей его дальнейшей жизни, сформирует полноценную, сильную духом личность.
Цель программы:формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие; формирование представления об основах здорового образа жизни.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1) охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды;
2) формирование культурно-гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям;
3) воспитание волевых качеств личности (смелость, решительность. выдержка, настойчивость и т. д.), формирование положительных черт характера (организованность, скромность и др.), формирование нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т. п.);
4) развитие двигательных качеств и способностей детей (ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость);
5) содействовие приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
6) обеспечение условий для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнение основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладение подвижными играми с правилами;
7) развивать интерес к физической культуре, расширять представления детей о некоторых видах спорта.
Проводимая работа в ДОУ стала возможна благодаря большому энтузиазму заведующего Литовченко Н. А. и готовности коллектива.
Основные направления реализации программы:
1. Безопасность
Охрана жизни и укрепление физического здоровья детей, их психологического благополучия является первостепенной в построении воспитательного и образовательного процесса.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности [1, 7].
Формирование основ безопасности жизнедеятельности начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группах. Мы стараемся организовать её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенными от различного рода неприятностей. Поэтому в каждой группе оформлен «Уголок безопасности», где подобраны игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Широко используются произведения детской художественной литературы. Воспитателями подобраны рассказы, сказки, оформлены картотеки стихотворений, загадок, поговорок, которые активизируют детскую память, внимание, представления о безопасности. Подобраны мультипликационные фильмы по данной тематике.
Очень эффективен в работе с детьми по основам безопасности жизнедеятельности — игровой тренинг, который дает возможность каждому ребенку побывать в ситуациях, подобных жизненным, найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. В своей работе мы используем разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как игры-драматизации, дидактические игры, проблемные ситуации, игровое моделирование.
Задачи интеграции безопасности жизнедеятельности мы решаем через различные образовательные области. Созданные книжки-малышки с удовольствием демонстрируются друзьям, при этом активизируются познавательная, речевая, эмоциональная сферы детей.
Экскурсии в «Пожарную часть № 14» позволяют детям не только увидеть и послушать о профессии пожарного, но и примерить шлем, посидеть в настоящей боевой пожарной машине, почувствовать вес экипировки пожарных, после чего ребенок понимает почему человек этой профессии должен быть сильным, смелым, решительным, умным.
Эффективность проделанной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Беседы родителя — инспектора ГАИ с детьми в группе или на специальной площадке (автодром), усиливает внимание и интерес ребят к правилам поведения на дороге. А проведенные совместно со школьниками акции «Вежливый водитель» повышает культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Надо понимать, что походы, экскурсии, акции, да и вообще любой выход за территорию детского сада — это большая ответственность. И здесь очень важна слаженная и дружная работа всего коллектива, начиная с заведующего и заканчивая медсестрой. Пишутся приказы, проводятся инструктажи, продумывается маршрут, планы и сценарии для каждого выхода:
1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.
2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.
3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.
4. Каждый должен хорошо знать содержимое аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.
5. При переходе улиц, дорог соблюдать правила дорожного движения.
6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.
2. Взаимодействие ссемьями воспитанников
Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи.Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все родители знают, как этого добиться[2, с. 3]. Поэтому в нашем детском саду мы помогаем родителям понять, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей — в разумном физическом воспитании.
Ведущие цели взаимодействия нашего детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Работа с родителями воспитанников в детском саду имеет дифференцированный подход, учитывается социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьей сочетаются в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями наших воспитанников. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатели способствуют развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Находясь с ребенком в группе кратковременного пребывания «Мать и дитя» для детей раннего возраста, родители получают подробную информацию о работе детского сада (режим, питание, воспитательные и оздоровительные услуги), рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Родители больше узнают об особенностях развития детей раннего возраста, учатся общаться с детьми, получают основы медицинских и педагогических знаний. Педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями осуществляется через консультации специалистов и воспитателей, открытые занятия, информационные стенды, анкетирование, организуются совместные праздники, развлечения, концерты, турпоходы, просмотр видео материалов о проведении режимных моментов, игре, закаливании детей.
Родители вовлечены в образовательное пространство детского сада, они проводят занятия, исполняют роли в различных праздниках. Организуют совместные экскурсии и прогулки по городу, в парк, музей, театр. Участвуют в выставках, акциях, проектах. Традиционными стали в нашем детском саду акции: «Чистый дворик», «Украсим сад цветами», «Веломарафон», «Обними детский сад». Родители вместе с детьми с удовольствием принимают участие в конкурсах: «Моя семья — моя радость», «Мама, папа, я — спортивная семья»; семинарах — практикумах и мастер-классах: «Подарочная упаковка», «Шоколадница», «Давайте поиграем» и т. д.; спортивных мероприятиях: «Здоровым быть — здорово!», «Йога!», «Всероссийский день бега» и т. д.
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде газет, фоторепортажей, коллективных творческих работ. Педагоги детского сада ориентированы на создание партнерских отношений с родителями в воспитании дошкольников. В ДОУ функционируют родительские клубы: «Гнездышко», «Здоровый ребенок», «Первоклашка».
3. Физическое развитие
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Физические нагрузки необходимы детям дошкольного возраста: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию трех резервов организма: быстроты, ловкости, выносливости, которые определяют меру крепости здоровья.
В ДОУ созданы благоприятные условия для физического развития и оздоровления детей. Имеется хорошо оснащенный физкультурный зал, в нем оборудован тренажерный уголок. В группах оформлены уголки «Чемпион» и «Здоровячок». Спортивное оборудование и инвентарь, размещенные в них, мобильны и функциональны.
Физическое развитие детей осуществляется по программе «Ступеньки здоровья», разработанной коллективом ДОУ совместно ВГИ. Содержание данной программы состоит в разносторонней физической подготовке детей, путем использования дифференцированного подхода при моделировании физических нагрузок. Особенно эффективна программа, когда учитывается уровень физической подготовленности дошкольников и состояние здоровья на текущий момент. Учитываются периоды (сенситивные) наивысшей чувствительности к физическим нагрузкам.
Реализуется тематический план проведения физкультурных занятий с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности и состояния здоровья детей на основе проведенной диагностики.
На занятиях по физической культуре уделяется особое внимание профилактике сколиоза, плоскостопия через индивидуальную работу с детьми.
4. Закаливание
Главное в закаливании здоровье, бодрость, хорошее настроение! Как же добиться того, чтобы малышам стали не страшны ни жара, ни стужа, ни коварные сквозняки?Ответ однозначен: надо использовать весь арсенал средств закаливания.Пребывание на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, купание в естественных водоемах прекрасная оздоровительная и закаливающая процедура.
В нашем саду на сегодняшний день разработана система по формированию у детей здорового образа жизни посредством нетрадиционного закаливания и оздоровления. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Разумно используя в нашей работе эти естественные силы природы, мы заметили, что дети стали более закаленными, выносливыми, жизнерадостными. Выбирая из многообразия форм и методов закаливания детского организма, мы решили остановиться на закаливании с помощью холодной воды. Результаты превзошли все наши ожидания. Заболеваемость снизилась в три раза, во время эпидемий дети выздоравливали в 2–3 раза быстрее. И вот уже 18 лет летом и зимой, в любую погоду воспитанники оздоровительных групп МДОУ д/с № 104 ходят босиком, в облегченной одежде, обливаются холодной водой в группе и на улице. Процесс закаливания осуществляется поэтапно в определенной последовательности и системности. Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является двигательная активность детей. Ежедневные занятия ритмической гимнастикой позволяют успешно решать проблему гиподинамии, которая остается главной причиной развития различных недугов. Скоординирована работа врача, медицинской сестры, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателей. В ДОУ ведется активная работа по профилактике и снижению заболеваемости детей: точечный массаж, дыхательная гимнастика, витаминизация, используются фитонциды — лук, чеснок, ионизация воздуха в групповых помещениях. Используются разные виды закаливания: босохождение, облегченная одежда, обливание холодной водой, купание в бассейнах. Оздоровление часто болеющих детей осуществляется на основе индивидуальных планов.
5. Туризм
Одним из ярких и эффективных направлений по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ является туризм. Живописные места, растительный и животный мир, активный отдых благотворно воздействуют на ребенка, его физическое и эмоциональное здоровье. Сменить обстановку — выбраться на природу, туда, где простор и свежий ветер, отдохнуть и набраться сил на заповедной лужайке вблизи водоема со своими друзьями. Кроме этого — расширить круг знаний об окружающем мире и приобрести ценные навыки, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.Все эти задачи и позволяет нам решатьтуризм в детском саду!
Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Родители мастерят атрибуты к ним. Во время похода учим детей, разжигать костер, ориентироваться в пространстве, составлять карты следования. Ребята хорошо знают правила поведения в природе, знают назначения некоторых лекарственных растений.
Из походов дети возвращаются счастливые с огромным зарядом бодрости. Сейчас мы твердо убеждены, что только непосредственное общение с природой может дать ребенку силу справиться с любым недугом. Природное закаливание ребенка позволяет ему сохранить и развивать те естественные качества, которые даны ему от рождения.
Занимаясь туризмом, дети не только становятся выносливыми, организованными, уверенными в себе, но и лучше усваивают учебный материал.
6. Экология здоровья
Важно не только прививать детям привычку к здоровому образу жизни, но и сформировать потребность в нем. С самых ранних лет мы приучаем наших детей к правильному режиму, умению управлять своими эмоциями, чувствовать себя комфортно не только среди близких, но и в незнакомой обстановке, обрести эмоциональное и физическое здоровье, сформировать правильную самооценку.
Сотрудники детского сада помогают освоить детям гигиеническую культуру, приобщают к здоровому образу жизни, формируют привычку к закаливанию и физической культуре через специальные занятия по ЗОЖ, закаливающие процедуры. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей (утреннюю гимнастику, физкультминутки, «ленивую гимнастику» после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, «Фитнес с мамой»). Для закрепления и применения полученных знаний регулярно проводятся: «Неделя здоровья» (один раз в квартал), праздники (один раз в квартал), развлечения на спортивные темы (один раз в месяц), походы, пешие прогулки, поездки на турбазу. Для создания эмоционального комфорта детей и восстановления стабильного психоэмоционального состоянияиспользуется псиоэнергетическая и релаксационная разрядка. Способствовать координации движения, подтянутости, собранности детям помогают дополнительные занятия по хореографии «Ритмическая мозаика», которую проводит два раза в неделю музыкальный руководитель.
7. Духовно-нравственные эталоны
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, справедливости, взаимопомощи, способную противостоять злу, жить в гармонии с собой и с миром.
Служение воспитателей, родителей и педагогов — это служение творческое. Недостаточно дать просто объем знаний. Нужно обучить детей применять эти знания на благо своей семьи и общества.
Как нравственность, так и полная безнравственность человека — производные от семейного воспитания. И никакие увещевания не возымеют должного эффекта, если в семье ребенок будет видеть противоположную картину. Даже не умея говорить, наши дети впитывают все модели и стереотипы поведения, которые наблюдают у нас [3].
Чтобы дети познали свое место в мире, получили свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, мы используем в своей работе различные приемы и методы: просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы социально-нравственного содержания, игры-драматизации, наблюдения за природой. Воспитываем у детей умение считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. Уметь самостоятельно принимать правильное решение.
Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями через проектную деятельность: «Моя семья», «Город в котором я родился», «Дворик в котором я живу», «Нарядим елку своими руками»; интересные встречи: «Когда семья вместе и душа на месте», «Семейные традиции»; выставки совместного творчества; акции: «Дорогою добра», «Пожелай добра всем людям».
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что наше будущее зависит от наших детей. Совершенно очевидно, что от нравственного здоровья человека, во многом зависит его физическое здоровье. Больше того, зависит здоровье государства и общества в целом.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СП., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до6 лет — М.: Советский спорт, 1989. — 48с.: ил. — (Физкультурная библиотечка родителей).
- http://doshkolnik.ru/nravstvennost/13250-duhovnoe-zdorove-ili-kak-vospitat-v-rebenke-nravstvennyiy-sterzhen.html