В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента России от 24 марта 2014 года введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Наделен этот комплекс важнейшей функцией — он является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Именно поэтому комплекс ГТО ориентирован на людей в возрасте от 6 лет и до более 70 лет, и включает 11 ступеней.
I ступень ГТО предназначена для детей в возрасте 6–8 лет. И если все восьмилетние дети и большая часть семилеток обучаются в общеобразовательных школах, то другая их часть и почти все шестилетние дети в этом возрасте проходят обучение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Соответственно за подготовку их к сдаче норм ГТО I ступени отвечают ДОУ.
Все образовательные учреждения в нашей стране, включая и дошкольные, обязаны все свои учебные программы по физической культуре привести в соответствие не только с содержанием комплекса ГТО, но и с его нормативными показателями. Это одна из причин, которая обусловливает разработку специальной Программы физической подготовки дошкольников.
Это первая причина, которая обусловила разработку методических рекомендаций.
Вторая причина их разработки заключается в том, что, исходя из программно-нормативной функции комплекса ГТО, все образовательные учреждения в нашей стране, включая и дошкольные, обязаны свои учебные программы по физической культуре и планы внеучебных физкультурно-спортивных мероприятий привести в соответствие не только с содержанием комплекса ГТО, но и с его нормативными показателями.
Третья причина разработки данным методических рекомендаций заключается в том, что сам факт сдачи нормативов и награждение дошкольника значком ГТО I ступени является одним из сильнейших стимулов формирования устойчивого интереса, мотивации и потребностей в здоровом образе жизни.
Большинство специалистов (Л. Антониди, Л. А. Гордон, М. А. Рунова, и др.) считают, что, чем младше ребенок, тем большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний играет интерес, в том числе и к двигательной активности.
Дошкольная педагогика справедливо отмечает то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, особенно связанных с требованиями ГТО I ступени, вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно. Таким образом, возникающие при обучении интерес, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности является благоприятным условием для образования устойчивого положительного отношении к физическим упражнениям, к двигательной активности, как основы здорового образа жизни.
Четвертая причина заключается в том, что при разработке любой методики физической подготовки необходимо учитывать особенности физического развития и уровня физической подготовленности каждой конкретной группы детей. Здесь усредненный подход неприемлем.
Поэтому мы провели анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для детей 6–8 лет.
Для детей в возрасте 6–8 лет I ступень комплекса ГТО включает 4 вида обязательных тестов и 4 вида тестов по выбору.
Первый обязательный тест — челночный бег 3х10 м или бег на 30 м. Эти испытания предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек. Данный тест направлен на определение уровня развития и оценку скоростных возможностей детей 6–8 лет.
Если бег на 30 м. как тест, определяющий скоростные возможности детей, не вызывает вопросов, то челночный бег 3х10 м в большей мере выявляет координационные способности, чем скоростные возможности.
Второй обязательный тест — смешанное передвижение на дистанции 1 км. Здесь также не предусмотрено гендерных различий. Этот тест представляет собой чередование бега и ходьбы на ровной дорожке, имеющей разметку для точного определения длины преодолеваемой дистанции. При помощи данного теста предполагается определить уровень развития выносливости.
Третий обязательный тест направлен на определение уровня развития силы. Тест включает несколько испытаний, которые для мальчиков и девочек несколько различны. Так, для мальчиков предусмотрено три разновидности теста: подтягивание из виса на высокой перекладине; подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Для девочек есть всего две разновидности испытаний: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.
Данный тест и все его разновидности не в полной мере выявляют силовые способности в чистом их виде, так как не предусматривают проявления максимальных усилий. Эти испытания в большей степени определяют силовую выносливость, чем силу.
Четвертый обязательный тест — наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу. Этот тест направлен на определение уровня развития гибкости как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, обязательные тесты комплекса ГТО I ступени предусматривают определение уровня развития у детей 6–8 лет четырех базовых физических способностей: быстроты, силы, выносливости и гибкости. Тем не менее, некоторые из них не вполне информативны.
Первый тест по выбору — прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Данный тест предполагает выявление уровня развития скоростно-силовых возможностей. Выполняют его как мальчики, так и девочки.
Второй тест по выбору — метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. Данный тест направлен на определение и оценку уровня развития координационных способностей. Его также выполняют как мальчики, так и девочки.
Третий тест по выбору зависит от природно-климатических условий проживания детей. Если это снежные районы, то тогда в качестве испытания они выполняют бег на лыжах на дистанциях 1 или 2 км. В бесснежных районах детям предлагается альтернатива в виде смешанного передвижения на 1,5 км по пересеченной местности. Данный тест и его разновидности ориентированы на определение уровня развития выносливости как мальчиков, так и девочек.
Четвертый тест по выбору — плавание без учета времени. Этот тест предусматривает оценку владения детьми жизненно необходимым двигательным навыком — плаванием. Здесь важно продемонстрировать не результат, а умение держаться на воде и навык перемещения в водной среде.
И так, из четырех предлагаемых тестов по выбору один из них направлен на оценку двигательного навыка прикладного характера, один на определение уровня развития скоростно-силовых качеств, один на определение уровня развития координационных способностей, и один — на оценку выносливости.
Таким образом, из восьми тестов комплекса ГТО I ступени для детей 6–8 лет половина из них направлена на определение у них выносливости и координационных способностей (по два, в сумме четыре). То есть, судя по содержанию предлагаемых испытаний, для детей в возрасте 6–8 лет наиболее значимыми при оценке их уровня общей физической подготовленности является выносливость и координационные способности.
Предназначены методические рекомендации, прежде всего, для дошкольников подготовительных групп. Но, основные их положения могут с успехом быть реализованы и в старших группах, когда дети достигают 6-ти летнего возраста.
Хотя в обязательном порядке у них также должна оцениваться еще сила и гибкость. Но, для того чтобы стать обладателем значка любого достоинства требуется продемонстрировать умение плавать или показать определенный уровень развития скоростно-силовых качеств.
Результаты тестирования физической подготовленности детей старшей иподготовительной группы.
В качестве тестов физической подготовленности детей 5–7 лет, общепринятых в нашей стране для дошкольных образовательных учреждений, были использованы только те, которые полностью совпадали с испытаниями I ступени комплекса ГТО, или же те, которые по своей структуре были очень к ним близки.
Итак, для определения уровня физической подготовленности дошкольников проводили три теста: бег 30 м; прыжок в длину с места; бросок предмета весом 80 г на дальность. Если первые два теста идентичны испытаниям комплекса ГТО, то третий схож с ними только по структуре, так как вес предмета несколько больше (в испытаниях теннисный мяч весом 57 г), и фиксируется дальность броска, а не точность попадания в цель.
Тестирование физической подготовленности проводилось в каждой группе дважды: в начале образовательного цикла (сентябрь) и по его окончанию (июнь).
Анализ результаты тестирования показал, что уровень физической подготовленности девочек и мальчиков возрасте 5–7 лет практически одинаковый в проявлениях скоростных и скоростно-силовых способностей. В результатах броска предмета 80 г на дальность мальчики в обеих группах опережают девочек. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что умение бросать предметы у мальчиков сформировано лучше, чем у девочек. То есть, не уровень развития скоростно-силовых способностей здесь играет ведущую роль, а координационные способности, способствующие согласованной работе звеньев руки, туловища и ног при бросках и метании предметов на дальность.
Следует отметить и еще один аспект. За девять месяцев регулярных занятий в данном дошкольном образовательном учреждении средняя прибавка результатов в обеих группа, как мальчиков, так и девочек, составляет в беге на 30 м от 6,0 до 10,5 %, в прыжках в длину с места — от 5,0 до 16,4 %, в бросках предмета на дальность — от 11,4 до 36,2 %. То есть, в возрасте от 5 до 7 лет у детей меньше всего увеличиваются скоростные способности, затем скоростно-силовые способности, и лучше всего — координационные способности.
Литература:
- Антониди Л. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 12. — С.20–23.
- Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
- Гордон Л. А. Потребности и интересы // Советская педагогика. — 1988. — № 8. — С. 32–36.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.
- Рунова М. А. Двигательная активность старших дошкольников и её регулирование // Дошкольное воспитание. — 1984. — № 3. — С. 25–27.
- Чернышенко Ю. К., Дворкин Л. С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. — Краснодар, 1997. — 189 с.