Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОО и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Но особые требования предъявляются к воспитателям, которые должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными стандартами [2, с. 176]. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Воспитатели ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей воспитателей. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников [5, с. 2].
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени [6, с. 3].
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОО или отдельная программа как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. [6, с. 4] Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом, психологом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Килпатриком. В. Килпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, стремился создавать его как организацию деятельности ребёнка в среде [1, с. 11]. В 20–30 гг. прошлого века вышло много публикаций в России, посвященных внедрению метода проектов: Кагаров В. Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На пути к методу проектов» (1930), где подробно освещался вопрос об организации образовательного процесса, а также проблемы и пути их организации.
Метод проектов — важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендованная современной образовательной программой «Шаг за шагом» (Stepbystep). Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета. Участие российских ученых и практиков в совместных исследовательских проектах по развитию дошкольного образования ускорило внедрение метода проектов в практику работы отечественных ДОО. Проектирование в конце ХХ в. превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ [5, с. 133–134].
Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод [3, с. 191].
Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой — дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, нравственно-эстетическому развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения [4, с. 183].
Анализ малой эффективности взаимодействия педагогов и родителей побудил к поиску средств решения актуальной проблемы.
Цель формирующего этапа — внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи.
Были поставлены следующие задачи:
1. Повысить компетентность педагогов в вопросах сотрудничества с семьей.
2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности.
3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию.
На стадии формирования сотрудничества с семьей выделили этапы взаимодействия на основании которых строилась дальнейшая работа:
1 этап — этап рефлексии, осознание педагогами детского сада собственных ошибок и трудностей.
2 этап — изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.
3 этап — создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи).
4 этап — реализация программы сотрудничества в рамках проектной деятельности.
Для решения этих задач педагогами далее была:
— изучена литература, определены формы конструктивного сотрудничества с семьей;
— разработан план работы с семьей;
— введены интерактивные формы, проектная деятельность и методы сотрудничества;
— опробованы мероприятия в условиях тесного контакта воспитателей, детей, родителей (в совместной проектной деятельности).
В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Чем и как занять ребенка дома». Организация процесса взаимодействия ДОО и семьи в проектной деятельности представлена в виде итоговых проектов «Город Волжский — в нем выросли я и ты» и «Великолепие Рождества».
В рамках работы над проектами была проведена следующая работа:
-создание развивающей среды;
-оформление стенда «Наши славные дела» (информация о деятельности детей в ДОО в фотографической форме);
-картотека игр для домашнего использования;
-родительские сочинения «Мой ребенок»;
-семейные праздники;
-трудовые акции;
-открытые занятия;
-оформление альбомов;
-конкурсы творчества;
-семейный календарь;
-маршруты выходного дня.
Формирующий этап был наполнен многообразным спектром возможностей для родителей, что проявлялось в желании: сшить игрушки, покрасить забор, смастерить дом для куклы, исполнить песню вместе с ребенком, сочинить стихотворение, написать рассказ, посетить театр, узнать новое на выставке, в музее.
Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их культурный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной и культурно-досуговой деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей.
В целом, можно заключить, что проектная деятельность является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и предшествует непосредственному ее проведению.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Таблица активности участия родителей в проектах
В начале учебного года приняли участие 10 родителей, в конце года – 24 родителя.
Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в рамках проектной деятельности и в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.
Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность. Таким образом, использование проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОО и семьи.
Литература:
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
- Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей [Текст] / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 3 (14). — С.175–178.
- Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл.ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.
- Токарева Т. М. Нравственно-эстетическое развитие дошкольников во взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОО [Текст] / Т. М. Токарева // Сборник: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции; отв. редактор Н. Г. Куприна. — Екатеринбург, 2015. — С. 179–183.
- Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. – 2009. — № 3(20). — С.131–135.
- Цеева Л. Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике [Эл.ресурс] / Л. Х. Цеева, Б. Х. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (143). — 7 с.