Программа дополнительного образования для детей 6 – 7 лет.
Срок реализации 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Новизна программы
Данная программа включает систему работы по ознакомлению детей старшей группы с прошлым и настоящим в истории страны и родного края. Дети познакомятся с бытом и обрядами казаков, проживающих на территории Волгоградской области.
Она определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В программе широко используются все виды фольклора, который является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место отводится народным праздникам, традициям, обрядам, так как в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Предусматривается ознакомление с народной декоративной росписью, которая пленяя душу гармонией и ритмом способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
В подготовительной группе дети познакомятся с древнейшим видом декоративно-прикладного искусства – выжигание по дереву или пирография – одна из самых древних и распространенных техник. Овладеют практическими навыками работы с пирографом. Учитывая актуальность проблемы гендерного воспитания и разные интересы девочек и мальчиков работу с пирографом будут выполнять мальчики; девочки овладеют практическими навыками вышивания «крестиком». Вышивка крестом – один из самых древних видов ручной вышивки, популярной во всем мире. Этой технике легко научиться – вышивка крестиком обычно становится первым видом вышивки, которому учат детей.
В программе включены д/и, используются современные формы и приемы активизации познавательной деятельности, которые позволяют приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям, развивать интеллект, творческое мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социологизации, тем самым обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГТ.
2. Актуальность
В настоящее время тенденции глобализации современного мира не могут сказаться на системе образования, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимое условие дальнейшего развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Овладение искусством рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, бисероплетение – все это традиционные женские занятия становятся популярными. Наши бабушки и прабабушки своими руками создавали вещи удивительной красоты, которые долгие годы хранили тепло их рук, делали мир теплее и добрее. Изделия ручной работы сегодня ценится очень высоко. Овладеть азами вышивания не очень сложно и доступно для детей седьмого года жизни, особая роль вышивки отводится развитию кисти руки в подготовке к овладению письмом. Живопись пирографом – выжигание по дереву, очень красивый вид декоративно-прикладного искусства. Сколько удивительных возможностей открывает этот вид рукоделия. Простейший узор можно выжечь просто прикладывая горячий уголек к куску дерева. Пирографией с удовольствием увлекаются в большинстве своем мальчики. Это я учитывала в своей работе с детьми.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка. В этот период закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социального опыта в виде чувств, отношений, знаний. В типовой программе воспитания и обучения детей в детском саду задачи знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общо, не раскрывались методы, средства решения данных задач, поэтому знания детей были разрозненными и отрывочными. Эта дополнительная программа наполнена новым содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной цели. Материальную базу ее составляет мини-музей «Русская горница». Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.
3. Направленность программы
Передать подрастающему поколению традиции, обряды русской народной культуры, с учетом исторического прошлого родного края, пополнить знания о них, сформировать практические навыки овладения рукоделием: девочки – вышивание «крестиком», мальчики – выжигание пирографом. Программа разработана с учетом методических рекомендаций следующих авторов: В. Н. Косорева "Народная культура и традиции"; В. П. Ватаман "Воспитание детей на традициях народной культуры"; В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко "Окружающий мир"; О. Л. Князева, М. Д. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дополнительно Анна Зайцева «Пирография», Шарлотт Герлингс «Вышивка крестиком».
4. Цель программы:
Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков, овладеть навыками рукоделия: выжигание и вышивание.
5. Задачи программы:
Воспитывающие:
1. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
2. Развивать творческие и познавательные способности.
3. Систематизировать знания о быте, труде, одежде, национальных блюдах.
4. Сформировать интерес к культуре русского народа через участие в праздниках, соблюдения обычаев, обрядах; овладение практическими навыками народно-прикладного искусства – рукоделием: вышивание, пирография.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания, педагогических технологий.
6. Возраст детей:
Подготовительная группа.
7. Сроки реализации:
1 год
8. Содержание программы:
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым родного края. Конкретно содержание программы определено в перспективном плане.
Основные разделы:
- Ознакомление с элементами материальной культуры родного края.
- Народные праздники и обряды.
- Знакомство с народно-прикладным искусством.
- Практическое освоение навыков и умений в рукоделии: вышивание крестиком, выжигании пирографом.
В основе занятий подлинный местный, региональный материал, соответствие занятий месяцеслову и православному календарю.
9. Формы работы с детьми:
1. Познавательные беседы.
2. Интегрированные занятия.
3. Интерактивные занятия в форме игры- путешествия, или игры- открытия.
4. Практические занятия по обучению рукоделию.
10. Формы работы с родителями:
Открытые занятия в рамках «Дня открытых дверей».
Наглядная информация для родителей ширмы на тему: «Госпожа честная масленица», «Праздник святой Троицы на Руси».
Фотовыставка на тему: «Занятие в кружке «Бабушкин сундучок».
Участие родителей в проведении традиционных православных праздников: рождество – «Рождественские посиделки», масленица – участие в городском традиционном празднике, выставка масленичных кукол – «Город мастеров.
Совместная выставка детей и родителей на тему: «Все у нас получится»: девочки – вышивание, мальчики – выжигание.
11. Формы организации занятий:
Занятия по программе проводятся в Русской горнице.
- подгрупповая,
- фронтальная,
- индивидуальная.
11. Режим:
Режим занятий – 1 раз в неделю по 35 минут, количество занятий в год – 35 занятий.
12. Ожидаемые результаты:
1.Воспитанник будет иметь представления:
- о русской избе, казачьем курене, особенностях строительства, внешнем и внутреннем убранстве;
- устном народном творчестве: – заклички, колядки, небылицы, считалки, сказки;
- об одежде и обуви казаков;
- национальные блюда;
- истории возникновения предметов быта (колокольчик, ручка, часы).
2. Овладеют практическими навыками рукоделия: вышивание крестиком, пирография.
3. Смогут самостоятельно мастерить кукол – самоделок.
4. Будут знать значение народных праздников и гуляний: «Ярмарка», «Масленица», «Рождество», «Вербное воскресение», «Пасха».
13. Способы проверки результатов усвоения программы:
- беседы;
- участие в развлечениях и праздниках, соответствующих православному календарю и народному месяцеслову;
- самостоятельные игры в повседневной жизни;
- игры драматизации;
- показ кукольных спектаклей;
- оформление выставок;
- участие в городских и всероссийских конкурсах.
14. Информационное обеспечение:
Князева О. Л. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПБ: Детство-пресс, 2010.
В. Н. Косарева "Народная культура и традиции". Волгоград, Учитель, 2008 г.
Авт.-сост. В. П. Ватаман "Воспитание детей на традициях народной культуры".
Авт.-Сост. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко " Окружающий мир". Волгоград, Учитель, 2008 г.
Бослякова О. А. " Солнечный круг. Детский народный календарь в пом. дошк. образ. учреждения". О. А. Бослякова - СПБ: Детство-пресс, 2004 г.
Анна Зайцева «Пирография» уроки выжигания по дереву – М. ЭКСМО 2012 г.
Шарлотт Герлингс «Вышивка крестиком» пошаговые мастер – классы для начинающих (пер. с англ. Н.А. Степановой) – М. ЭКСМО 2013г.
15. Дополнительная литература:
Тихонова В. М. Красна изба…: знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее д/сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова - СП(б): " Детство-пресс", 2004г.
Ишимова А. О. "История России в рассказах для детей" в 2т.- СП(б), 1993.-м., 1994г.
Миронова Т. Л. "Необычное путешествие в Древнюю Русь". - М., 1994г.
16. Методическое обеспечение:
Реквизиты мини-музея «Русская горница».
Пособие «Городецкие умельцы» Малое предприятие «Узоры» г. Ростов-на-Дону.
Пособие «Игрушки - самоделки» Русское народное искусство 18-20 вв.
Пособие «Государственная Третьяковская галерея» М. Советский выпуск 2 Художник.
Перспективный план
№ п\п |
Тема |
Программные задачи |
Интегри-руемая образова-тельная область |
Виды деятель-ности |
Ме-сяц |
1 |
«Никита - гусятник» 28 сентября |
Приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитать интерес к русскому фольклору; в играх развивать ловкость и быстроту движений. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большой мир» Волгоград: Учитель 2008г. стр. 23 |
Художест-венная литература Познание Коммуника-тивная |
Игровая, познавательно – исследова-тельская |
Октябрь |
2 |
«Веселый капустник» |
Продолжать пополнять и обогащать знания детей о культуре русского народа, о традиции заготовки капусты и других овощей впрок. Развивать творчество детей, закрепить знания устного народного фольклора Составление конспекта развлечения. |
Художест-венная литература Познание Коммуника-тивная Музыка |
Игровая, музыкальная, театрализо-ванная |
|
3 |
«Как рубашка в поле выросла» |
Знакомить с технологиями изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен, кудель. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. Учить составлять узор русского орнамента. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград: Учитель стр. 27, стр. 107. |
Чтение художественной литературы Познание Коммуника-тивная Художест-венное творчество |
Изобрази-тельная, познавательно – исследова-тельская, игровая |
|
4 |
Одежда казаков и крестьян |
Продолжать обогащать знания детей об одежде народного края. Выделять сходство и различия. Развивать познавательный интерес к прошлому. Составление конспекта (использовать материал историко – краеведческого музея) |
Познание Коммуника-тивная Музыка Конструктивная |
Игровая, познавательно – исследов-тельская |
|
5 |
«Синичкин день» |
Приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжить знакомство с русскими народными поговорками, пословицами и поверьями В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель 2008г. стр. 31-35 |
Познание Коммуника-тивная Художест-венная литература Художест-венное творчество |
Изобрази-тельная, познавательно – исследова-тельская, игровая |
Ноябрь |
6 |
«Изба и курень» |
Продолжать знакомить детей с жилищем казаков и крестьян, проживающих в нашей области. Называть отличия. Пополнять знания о быте населения родного края в историческом прошлом. Составление конспекта. |
Познание Коммуника-тивная Художест-венная литература |
Познавательная, конструктивная |
|
7 |
«Осенняя Ярмарка» (развлечение) Праздник Покров. |
Продолжать обогащать знания детей о народных традициях, связанных с православным праздником «Покров». Подвести к пониманию значения осенних ярмарок, продаж выращенных фруктов и овощей, крестьянами и фермерами. Развивать творческие способности: умение читать стихи, водить хороводы, петь песни. Составление конспекта. |
Познание Коммуника-тивная Художест-венная литература Музыка |
Игровая, музыкально – двигатель-ная, коммуника- тивная. |
|
8 |
Семья. Дмитриев день. |
Расширять знания детей о родственных связях, подвести к пониманию народного праздника дня памяти предков – «Дмитриев день». Вызывать интерес к составлению родственного дерева. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 28. Л.К. Санкина «Познание предметного мира» стр. 56 |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература Художест- венное творчество |
Изобрази- тельная, познава- тельно – исследова-тельская, игровая |
|
9 |
Музейное занятие «Родина великая моя» |
Пополнять знания детей о российской государственной символике. Продолжать знакомить детей с историей и значением человеческих рук. Развивать желание создавать красивые вещи. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград Учитель стр. 120 |
Познание Художест- венная литература |
Экскурсия в краеведчес-кий музей |
Декабрь |
10 |
«Николай - угодник» (зимний чудотворец) |
Приобщать детей к культуре русского народа. Воспитывать умение прощать друг другу обиды, формировать дружеские взаимоотношения. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 41-42. |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература |
Коммуника- тивная, трудовая, игровая. |
|
11 |
День зимнего солнцестояния |
Продолжать знакомить детей с явлениями и законами природы. Пополнять представления о понятии времени.; первоначальные сведения о дне зимнего равноденствия. Воспитывать интерес к окружающему миру. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 43 |
Познание Коммуника-тивная Художест- венная литература |
Коммуника- тивная, игровая. |
|
12 |
Рождественские посиделки (развлечение) |
Продолжать пополнять и обогащать знания о православном празднике «Рождество - Христово». Наступлении нового года. Познакомить с библейским сказанием о Рождении Христа. Развивать творческие способности, умение выразительно читать стихи, передавать интонацией голоса героев. Формировать культуру чаепития. |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература Музыка |
Коммуника- тивная, художест- венно – речевая, игровая, музыкально – двигатель-ная |
Январь |
13 |
Гжель – прекрасная |
Пополнять знания детей о народно – прикладном творчестве. Знакомство с гжельским художественным промыслом. Формировать навыки рисования элементов узора гжельской росписи: завитки, цветы. Воспитывать интерес к красоте этого декоративного искусства. Раскраски «Гжельские узоры» пособие. |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература Художест- венное творчество |
Изобрази- тельная, познава- тельно – исследова- тельская, игровая |
|
14 |
Путешествие на златогривой чудо тройке |
Познакомить детей с историей развития средств передвижения. Подвести к пониманию образа коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве, песнях, стихах. Рассказать о роли колокольчиков, бубенцов. Для составления конспекта использовать пособие О.Л. Князевой М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург Детство-Пресс стр. 175-182. |
Познание Коммуника- тивная Художественная литература Художест- венное творчество Музыка |
Коммуника- тивная, игровая, изобрази- тельная (лепка) |
|
15 |
«Крещение» |
Продолжать пополнять знания детей о православных праздниках, проведение обряда «Крещения», гадания. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Окружающий мир» Волгоград: Учитель стр. 44 |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература |
Игровая, познава- тельно – исследовательская |
|
16 |
Рисуем иглой с ниткой по ткани и раскаленной иглой по дереву |
Познакомить детей с древнейшими видами рукоделия вышивка по ткани, выжигание по дереву пирографом. Вызвать интерес к занятиям этими видами рукоделия. Составление конспекта. Литература А. Зайцева «Пирография». Шарлотт Гермингс «Вышивка крестиком» Панно вышивки крестиком «Хризантемы» вышитые прабабушкой Насти Пановой. |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература |
Коммуника- тивная |
Февраль |
17 |
Практическое вышивание крестиком (девочки) |
Познакомить детей с правилами техники безопасности работы со швейной иглой. Выполнение вышивания на конве. Вызвать интерес к работе. |
Познание Коммуника- тивная Ручной труд |
Трудовая, познава- тельно – исследова-тельская |
|
18 |
Практическое выжигание пирографом по дереву (мальчики) индивидуально с каждым. |
Познакомить с прибором. Рассказать о правилах безопасности при работе с прибором, научить правильно его держать, вести иглу по контуру легко, не нажимать. Вызвать интерес к работе. |
Познание Коммуника- тивная Труд |
Трудовая, познавательно – исследова-тельская |
|
19 |
Практическая работа по вышиванию (девочки) |
Формировать практические навыки вышивания самым простым английским крестиком по ткани. Крестиком по канве с готовым рисунком. Учить закреплять нить в конце работы. Словарная работа: пяльца, конва, нитки мулюнэ. |
Познание Коммуника- тивная Труд Музыка |
Трудовая |
|
20 |
Практическая работа по выжиганию рисунка по дереву пирографом (мальчики индивидуально) |
Формировать практические навыки выжигания, умение правильно вести иглу по контуру рисунка, правильно держать иглу. Словарная работа: пирограф, игла накаливания. |
Коммуника- тивная Труд Музыка |
Трудовая, познавательно – исследова- тельская |
|
Работа с родителями. Домашнее задание: помощь детям в выполнении заданий по вышивке «крестиком» и по выжиганию рисунков. Выбор тем работ для участия в Всероссийском конкурсе «Характер России» в номинации декоративно – прикладное искусство – выжигание по дереву. |
|||||
21 |
Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна |
Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением и вязанием. Активизировать в речи детей слова: прялка, пряслице, прядение, плетение. Закреплять полученную информацию в играх, вызвать чувство радости от результатов своего труда. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2008г. Учитель стр. 144 Изделия выполненные вязанием на спицах и крючком родительницей Гурьяновой Людмилой Александровной. |
Познание Коммуника- тивная Художест- венная литература |
Коммуника- тивная, познавательно – исследова-тельская, игровая |
Март |
22 |
Народная игрушка кукла – самоделка «Домашняя масленица» |
Продолжать обогащать знания детей о народном празднике «Масленица». Учить делать куклу из природного материала, используя схему. Вызвать желание участвовать в городском празднике вместе с родителями «Госпожа честная масленица». Выставить свои поделки на конкурс «Масленичная кукла». Уроки мастера. Ирина Агеева народный мастер России. |
Познание Коммуника- тивная Труд Конструктивная |
Коммуника- тивная, трудовая |
|
Приглашение родителей с детьми на городской праздник «Госпожа честная масленица». Участие в конкурсе «Лавка мастеров». Выставка масленичных кукол в городском парке ВГС |
|||||
23 |
Театральная неделя «Сказку в гости дети ждали» Пальчиковый театр р.н.с. «Волк и козлята» |
Способствовать стремлению детей проявлять свои художественно – речевые навыки; передавать интонацией голоса и характер сказочных героев. Формировать интерес к устному народному творчеству |
Художест- венная литература Музыка |
Художест- венно – речевая, театрализо-ванная. |
|
24 |
Великий праздник Пасха |
Продолжать пополнять знания детей о православном празднике Святой Пасхи. Воскрешении Христа. Вызвать желание участвовать в обряде украшения яиц, изготовления пасхальной открытки; участвовать в дистанционном международном творческом конкурсе «Яйца кращенные всюду и кулич стоит на блюде» с коллективной работой «Русский хоровод». Развивать конструктивные творческие способности детей. |
Познание Коммуника- тивная Труд Конструктивная |
Трудовая, конструктивная |
Апрель |
25 |
Музейное занятие «Жив казак-Жива Россия» |
Дать представление детям о казаке, как о защитнике родины, воине – земледельце, семьянине; знакомить с традициями казаков Работник историко – краеведческого музея |
Познание Коммуника- тивная |
Коммуника- тивная, игровая |
|
26 |
Путешествие в прошлое Ручки |
Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека, устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способом употребления; развивать интерес и желание знать прошлое человека; активизировать мыслительную деятельность и словарный запас. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2008г. Учитель стр. 71 |
Познание Коммуника- тивная Чтение художест-венной литературы |
Познавательно – исследова-тельская, игровая |
|
27 |
Литературная викторина |
Закрепить знания произведений устного народного творчества: сказки, докучные сказки, приметы, пословицы, поговорки. Упражнять в драматизации сюжетов. Развивать творческие способности, умение в лепке передавать сказочных персонажей. О.Л. Князевой М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт – Петербург Детство-Пресс стр. 101 |
Коммуника-тивная Художест-венная литература Музыка Художест-венное творчество |
Коммуника-тивная, игровая, изобрази-тельная, музыкально – двигатель-ная |
|
28 |
Практическое занятие по рукоделию – вышивание крестиком |
Закрепить навыки по вышиванию крестиком, вызвать у детей чувство удовлетворения от проделанной работы |
Коммуника-тивная Труд |
Трудовая |
Май |
29 |
Умники и Умницы – интеллектуальная игра. |
Закрепить знания детей об основных православных и народных праздниках: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Способствовать умению выделять основные признаки русских народных промыслов: хохломской, гжельской, дымковской, палех. Закрепить знания об истории родного города. Воспитывать интерес к народной культуре Родины |
Познание Коммуника-тивная Художест-венная литература Музыка Художест-венное творчество |
Коммуника-тивная, игровая, изобрази-тельная, музыкально – двигатель-ная |
|
Подготовка совместной выставки детей и родителей по рукоделию на тему: «Все у нас получится» |
|||||
Результаты работы
- У детей появился интерес к народным праздникам.
- Повысился уровень знаний об историческом прошлом родного края и родного города
- Дети овладели практическими навыками выжигания по дереву и вышивания крестиком.
- Дети и родители смогли лично соприкоснуться с родной историей, с ее загадками и свидетельствами трудового подвига предшествующих поколений.
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Яйца крашеные всюду, и кулич стоит на блюде...»
Конкурс масленичных кукол «Госпожа Честная Масленица»
Вышивание крестиком.
Кристина Дегтярёва «Олененок Бэмби», Настя Капарова Юра Ермоков «Синица»