Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костина, Т. И. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности / Т. И. Костина, Н. В. Молоканова, Г. Н. Битюкова, Н. А. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35348/ (дата обращения: 18.12.2024).



Следует поддержать развитие сетевых педагогических

сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом,

всего того, что формирует профессиональную среду.

В. Путин

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формирования общего образовательного пространства.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования, качество образования, компетенция, участники отношений в сфере образования.

Основной принцип сетевой организации — принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А. И. Адамский выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий.

Второй компонент — «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Таким образом, сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Подкреплённая доверием окружающих, она приобретает стабильность и воспроизводится благодаря действиям субъектов. Сеть теперь выступает как объективная структура с определёнными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в неё включиться.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Почему возникла у нас мысль о создании городского сетевого взаимодействия?

В современных условиях модернизации российского образования невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального дошкольного учреждения в условиях ограниченности его ресурсов. Поэтому на современном этапе механизмом повышения профессионального уровня педагога становится модель сетевого педагогического взаимодействия.

Модель сетевого взаимодействия является для педагогов механизмом повышения их профессиональной компетентности. Они, не только накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с педагогами, происходит постоянный обмен ресурсами. Опыт участников сети всегда является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участники сетевого взаимодействия ощущают потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Какие же преимущества получает детский сад, вступивший сетевое взаимодействие? Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети. Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты взаимодействия. В-третьих, детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т. п. В-четвертых, детский сад включается в систематический мониторинг, который позволяет получить общую картину по своему учреждению, и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.

Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна.

При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.

Созданное нами в 2014 г. сетевое взаимодействие педагогов включает четыре дошкольных учреждения города Волжского. Данное сообщество было создано с целью совершенствования методического и профессионального мастерства, творческого роста педагогов, изучения и распространения передового педагогического опыта, осуществление инновационной деятельности.

При организации своей работы мы придерживались основных задач: обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой, стимулировать самообразование и самореализацию педагогов, активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ, формировать конкурентоспособность педагогов, стимулировать потребность в освоении и применении коммуникативно-информационных технологий. Решение этих задач в совокупности позволит решить основную задачу — повышение качества дошкольного образования.

Основные направления деятельности: изучение новых образовательных технологий, учебных программ, учебно-методических комплектов, анализ их эффективности в соответствии реализации ФГОС ДОУ, совершенствование методики организации воспитательно-образовательного процесса путём организации различных видов деятельности детей и их учебно-методического и материально-технического обеспечения, изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

Наше сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах:

— принцип добровольности и независимости членов;

— принцип открытости действий, результатов, проблем, информации;

— обмен участников сетевого образовательного сообщества разработанными методическими материалами, результатами инновационной деятельности;

— принцип взаимоподдержки — передача опыта и консультирование;

— принцип соблюдения интеллектуальной собственности;

— принцип соблюдения этических норм и правил взаимодействия.

Мы, старшие воспитатели, на первом этапе нашей работы разработали Положение о сетевом взаимодействии, которое было утверждено руководителями каждого ДОУ, заключен договор о сотрудничестве.

На каждый учебный год мы составляем план работы таким образом, чтобы каждое дошкольное учреждение было включено в активную методическую деятельность. Взаимодействие педагогов строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы: семинар-практикум, совместный педсовет, круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, презентация системы работы, мастер — класс, смотр — конкурс, методическая неделя, деловая игра. Один раз в месяц проходит заседание старших воспитателей «Дни партнёрского взаимодействия», на котором разрабатывается или корректируется план мероприятий, происходит обмен опытом работы в ДОУ, отбирается наиболее передовой, инновационный опыт для представления его на мероприятиях сетевого взаимодействия с целью внедрения в практическую деятельность. Выбору тем годовых мероприятий предшествует анкетирование среди педагогов каждого ДОУ с целью выявления их потребностей, возможностей, интересов, а также затруднений по определенным вопросам, что определяет направление работы на год.

В 2014–2015 г. работа сетевого взаимодействия строилась в направлении «Педагогические технологии в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО, методы, приёмы». В течение года педагоги делились опытом внедрения современных педагогических технологий. Особенно интересно прошел семинар–практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Актуальным было командное выступление специалистов МАДОУ д/с № 1 «Радость» «Лекотеки» с мультимедийной презентацией «Лекотека, как одна из форм здоровьесберегающих технологий». На семинаре «Фестиваль проектов» педагоги дошкольных учреждений представили лучшие творческие проекты (семейные, индивидуальные, коллективные). Была организована выставка продуктов проектной деятельности.

В 2015–2016 г. выбрано направление «Поддержка индивидуальности и инициативы детей как одно из условий ФГОС ДО». На семинаре — практикуме «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении» педагоги дошкольных учреждений поделились друг с другом опытом организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципом индивидуализации.

Педагоги представили опыт работы с одарёнными детьми «Педагогические условия воспитания музыкально одарённых детей дошкольного возраста», «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника». По данному вопросу актуальным стало проведение мастер — класса «Составление индивидуальной программы для одарённого ребёнка». Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детских садов.

На семинаре — практикуме «Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения» педагоги дошкольных учреждений имели возможность ознакомиться с уже организованным процессом коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Мы стараемся создать такие условия, чтобы воспитатели чувствовали себя успешно в своей профессиональной деятельности, представляли не только свой практический опыт, но и показывали свои теоретические знания. Для этого мы организовали совместный педсовет в форме конкурса профессионального мастерства «Своя игра».

Мы стараемся расширять созданное нами педагогическое взаимодействие, привлекать к себе новые коллективы. Так педагоги–участники нашего сетевого взаимодействия провели выездной семинар — практикум в структурном подразделении — детском саду «Православной епархиальной классической гимназии «УМИЛЕНИЕ», в с. Заплавное Волгоградской области. Тема встреч «Организация предметно-развивающего пространства в соответствии с реализуемыми программами в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО» и «Портфолио педагога». Принимали участие в межрайонной научно-практической конференции старших воспитателей и воспитателей ДОУ Среднеахтубинского района п. Куйбышев МКДОУ д/с «Солнышко» на тему «Социально-коммуникативное развитие в условиях образовательного учреждения».

Опытом работы нашего сетевого взаимодействия мы поделились:

— на методическом объединении старших воспитателей города «Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений»;

— на II городском открытом конкурсе профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей» (диплом I степени) была представлена презентация «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия»;

— на региональном этапе международной ярмарки социально-педагогических инноваций, педагогическому сообществу нами был представлен стендовый доклад

«Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности», диплом победителя в номинации «Инновационные модели организации методической деятельности в сфере образования».

Выводы:

— важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом;

— изменение позиции педагога в системе повышения квалификации (с позиции «потребителя» методического продукта на позицию активного творческого участника создания этого продукта).

В перспективе мы продолжим строить деятельность на принципах сетевой организации, которая будет способствовать созданию единого информационного образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса в городе, гарантий прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства. Решение задач нашего сообщества в совокупности позволит решить основную задачу — повышение качества дошкольного образования.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273- ФЗ, ст. 15.
  2. Пивоваров А. А. Нормативно-правовые основы сетевого взаимодействия образовательных организаций.
  3. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия.
  4. Аршинов В. И., Данилов Ю. А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации.
  5. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, детский сад, учреждение, профессиональное мастерство, дошкольное образование, дошкольное учреждение, друг друга, педагог, сетевая организация, воспитательно-образовательный процесс.


Ключевые слова

уровень образования, качество образования, компетенция, сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, участники отношений в сфере образования

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Задать вопрос