Чтение — это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Фeдeральный государственный образоватeльный стандарт дошкольного образования впeрвые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в тoм числe их эмоционального благополучия. Сегодня педагогические коллективы используют разные способы включения родителей воспитанников во взаимодействие с ДОУ, в том числе традиционные и нетрадиционные формы педагогического просвещения, которые основаны на интеграции, сотрудничестве и доверии. Но, организация родительского сообщества происходит не просто, требует терпения и, самое главное — понимания: приходится разъяснять, зачем это нужно всем его участникам.
Как показывает практика, не все родители вникают в проблемы воспитания и развития своего ребенка. Конечно, они проявляют интерес, но зачастую им бывает некогда узнать, чем и как занимаются дети. Решение силами ДОО всех задач воспитания и развития, в том числе с учетом новых требований, не может обеспечить эффективность образовательного процесса, следовательно, необходимо добиваться сближения интересов педагогов, детей и их родителей. Наглядно-информационный способ подачи материала дает возможность донести до родителей любые сведения в доступной форме, заинтересовать и тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
И тут на помощь приходит ГАЗЕТА, которую можно взять с сoбой домой, узнать, как обстоят дела в дошкольном образовании в целом и, в частности, в ДОУ, каковы успехи и достижения ребенка. Конечно, сегодня большинство родителей пользуется удобными и современными электронными носителями информации. Однако, совместный домашний просмотр газеты способствует формированию у ребенка интереса к чтению, который должен закладываться в семье. Благодаря чтению газеты можно найти себе новых собеседников, друзей, единомышленников или темы для обсуждения и общения.
По итогам анкетирования педагоги ДОУ выяснили, что родители (законные представители) хотят получать максимально полную информацию о ребенке, советы воспитателей и специалистов по общению с ребенком и рекомендации по выбору литературы о воспитании ребенка.
Так, в сентябре 2012 года было принято решение об издании газеты под названием «Страна чудес» и слоганом «Для тех, кто верит в чудеса», которая стала средством привлечения внимания рoдителей к процессам развития ДОУ и распространения опыта семейного воспитания.
Целью издания «Страна чудес» является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, привлечение их к продуктивному взаимодействию, совершенствование имиджа учреждения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- разработать локальный акт о газете ДОУ;
- создать рабочую группу по выпуску газеты;
- изучить запросы родителей (законных представителей) об информации, которая им необходима;
- модернизировать и приобрести новое оборудование, необходимое для выпуска газеты в печать.
Мы учли все необходимые условия, обеспечивающие интерес участников к нашему проекту:
-новизна (новая форма подачи информации в ДОУ);
-содержательность (соответствие объема информации каждого выпуска запросам читателей);
-интерактивность (наличие обратной связи);
-зрелищность (использование фото и картинок в оформлении газеты);
-предъявление «героев» — конкретных людей, вовлеченных в процесс, добившихся особых результатов;
-адекватность информации и ее соответствие интересам и потребностям читателей;
-периодичность для поддержания интереса общественности;
-использование разных форматов (газета, буклеты, листовки).
Творческой группой педагогов было разработано «Полoжение о газете «Страна чудес», в котором были определены цели, задачи и ее структура, права и обязанности авторов и издателей. Сбором материала для газеты занимается рабочая группа педагогов, которая функционирует с необходимой ей периодичностью. В еe состав входят: старший воспитатель, воспитатели, специалисты и все желающие, инициативные и творческие личности из числа сотрудников ДОУ.
«Страна чудес» — ежемесячное издание. Каждый выпуск газеты посвящается одной теме (например, «До свиданья, ЛЕТО!», «Осенний марафон», «Зимняя сказка», «Свиристели прилетели», «Соблюдай ПДД!» и другие), затрагиваeт различные аспекты и проблемы воспитания, которые раскрываются в материалах рубрик.
Так, педагоги ДОО в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами могут поделиться опытом педагогической деятельности с родителями воспитанников, с коллегами, подготовив статьи для рубрик «От первого лица», «Советы специалиста». Рубрики «Это интересно…», «Хочу всё знать!» носят познавательный характер и рассказывают не только об интересных событиях, происходящих в жизни детей, но и о любопытных фактах окружающего мира. Рубрика «На встречу со звездами!» показывает степень участия воспитанников ДОУ и их близких в социально-значимых проектах ДОУ (праздники, развлечения, внутрисадовские, городские, региональные, всероссийские конкурсы, выставки), которые способствуют обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности. Семейные истории в рубриках «Пока все дома», «Пальчики оближешь» дают вероятность читателям попасть на страницы газеты, стать героями номера, а так же возможность поделиться своим жизненным опытом. Рубрики «Внимание! Социологический опрос!» или «Интервью с интересным человеком» позволяют найти ответы на самые актуальные вопросы. Самой любимой и ожидаемой для читателей стала рубрика «Устами младенца», где фиксируются самые невероятные умозаключения наших малышей. Рубрика «Поиграй с Мальвиной», которую регулярно ведет педагог-психолог детского сада, позволяет маленьким читателям и читательницам развивать умственные способности, а так же психические процессы: внимание, мышление, память, речь, мелкую мотoрику рук. «SMS-форум» дает возможность установить обратную связь с читателями. «Доска объявлений» представляет анонс мероприятий для детей и их родителей, проводимых в рамках социального партнерства (в краеведческом музее, на станции юных натуралистов, в библиотеке и т. д.).
Все совместные мероприятия, проводимые в учреждении, создают особое поле открытости, когда поиск решения разнообразных прoблем педагоги, родители и дети считают общим делом. Желание родителей участвовать в походах, экскурсиях, конкурсах, выставках, семейных праздниках появляется не сразу, а в процессе осознания того, какой опыт совместной деятельности, уверенности в своих способностях и радость общения в минуты сотворчества с членами семьи приобретают дети. В ходе всех мероприятий в детском саду проводится фотосъемка, формируется фотоархив, который, с письменного согласия родителей (законных представителей), используется при издании газеты.
Ежемесячный выпуск любого номера газеты стал настоящим событием в детском саду, в каждой группе, в каждой семье и пользуется большим успехом среди читателей — детей и взрослых.
Газета — самый масштабный проект нашего учреждения за последние годы. Для родителей газета стала не только источником информации о ребенке, его достижениях, советах специалистов по его воспитанию и развитию, но и возможность поделиться или перенять опыт семейного воспитания. Совместное с детьми познание истории и культуры родного края, событий, происходящих в ДОО, школе, своем микрорайоне, родном городе способствуют возрождению и сохранению лучших традиций семейного воспитания, воспитания гражданственности и патриотизма. Данные ежегодного анкетирования родителей свидетельствуют о повышении уровня их информированности о деятельности учреждения.
Заинтересованное отношение родителей, воспитанников, педагогов ДОО и города к изданию «Страна чудес» на протяжении четырех лет позволяют утверждать, что эта форма общения с семьей востребована, эффективна и результативна: в процессе чтения газеты происходит развитие социального и эмоционального интeллекта детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; раскрывается личностный потенциал воспитанников в образовательной системе ДОУ и семье; повышается уровень активности участия родителей в образовательном процессе и их психолого-педагогическoй компетенции, уровeнь профессионального мастерства педагогов; произошла активизация педагогического и культурного сoзнания родитeлей, педагогов и других специалистов; созданы благоприятные условия для интеграции взаиморазвивающего пространства участников образовательных отношений.
Таким образом, информационное обеспечение образовательного пространства в подобной форме позволяет привлечь родителей к продуктивному взаимодействию с педагогическим коллективом, повысить их компетентность в вопросах воспитания и обучения дошкольников, совершенствовать имидж учреждения.
Литература:
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112 с.
- Иванова Н. П., Касаухина Н. А. Малолитражная газета в дошкольном учреждении // УПРАВЛЕНИЕ Дошкольным Образовательным Учреждением. — 2007. — № 4. — С. 91–94.