От того, как ребенку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка –
грамматика и связанной с ней орфографией.
Д. Б. Эльконин.
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слухового внимания, закрепления звуков.
Ключевые слова: культура речи, речепроизношение, языковые нормы речи.
«Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста», а термин «культура речи» относиться к сфере языковедения [1, с. 3].
«Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи» — об этом пишет доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Леонович [1, с. 4].
Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире. Сюда входят: свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями); быстрота включения в диалог; хорошая речевая оперативная память; языковая правильность речи; содержательность и логичность речи; точность, ясность речи; выразительность речи. Термин «звуковая культура речи» входит в понятие «культура речи». Звуковая культура речи детей дошкольного возраста— это владениекультурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую иорфоэпическую правильность речи, ее выразительность,четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. А. И. Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи, испытывают затруднения в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. Ученый разделил всех детей дошкольного возраста на 4 группы: 1 — хорошо воспринимающие все недостатки речи, 2 — улавливающие все неправильно произносимые звуки, 3 — имеющие нарушения звукопроизношения, 4 — не замечающих не каких недостатков [2, с. 7].
Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов А. И. Воскресенской, А. Н. Гвоздева, Т. Г. Егорова, Ф. А. Сохина, О. И. Соловьевой необходимо сформировать в процессе обучении детей специальные действия, которые будут направлены на воспитание и формирование чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и выразительности речи. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.
Цель работы— создание единого образовательного пространства, способствующего преодолению проблем фонетической стороны и звуковой культуре речи при взаимодействии всех у частников образовательного процесса. Достижения поставленной цели осуществляется с учетом следующих принципов: 1) принцип опережающегоподхода, диктующего необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного развития — с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка; 3) принцип сознательности иактивности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей; 4) принцип доступности ииндивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; 5) принциппостепенного повышениятребований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям; 6) принципнаглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.
Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедили меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах — это «Формирование ивоспитание звуковой культуры речи». Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера. В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа. Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В своей работе я выделила несколько этапов взаимосвязанных между собой: обследование речи и произношения ребенка; развитие правильной артикуляции; закрепление правильного произношения в свободной речи; развитие фонематического восприятия; навыки звукового анализа предложения и слова.
Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата удетей.
Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3–4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок», которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» — с комаром, звук «ж» — с большим жуком, звук «ш» — с сердитым гусем, звук «р» — с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие речевые упражнения: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошадки», «Прятки», «Веселый язычок» и др. [3, с. 54–61].
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток — чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок — слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом [4, с. 190]. Так же для закреплениявречи звуков я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ, учим стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи — это развитие речевого дыхания, применяю такие упражнения: а) сдуваем с руки бумажку — пушинку; б) ватку (снежинку); в) дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года); г) летом дуем на одуванчики («парашютики летят»).
Еще в своей работе я использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУ — гудит пароход, АААА — плачет кукла). Для развития речевого дыхания применяю такие упражнения: дуем на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (д/игра «У кого дальше укатится»), дует на находящиеся в тазу кораблики и т. д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3–5 слов) фразы. Для развития голосового аппарата использую д/игры «Ветер», «Вьюга», «Ауканье» и др. Для развития слухового внимания, использую речевые игры: «Что ты слышишь?», «Угадай чей голосок», «Кто внимательней» и т. д. Именно в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. В речевых упражнениях: «Кто лучше слышит?», «Тихо — громко!», «Кто это?» — предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них [4, с. 174–190].
Работа по развитию фонематического восприятия проводится вследующем порядке:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах);
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;
3. Узнавание звука в слове;
4. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине);
5. Различение на слух, в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие);
6. Придумывание слов на определенный звук.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш, и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки — здесь мы закрепляем ещё одну задачу — готовим детей к печатанию букв.
Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Диагностические показатели по звуковой культуре речи детей имеют положительную динамику.
Результатом успешной работы по данной теме можно считать следующее:
— дети стали адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой, определяют место звука в слове, различают его на слух;
— владеют элементами культуры речевого общения и способами взаимодействия, способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками;
— используют в речи двигательные средства выразительности (мимику, жесты); при произношении слов ставят правильно ударения;
— родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой.
Литература:
- Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, Москва, 2009.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 2001.
- Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1999.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 2004.
- Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. — М.: Просвещение, 2002.