В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Ключевые слова: взаимодействие и сотрудничество родителей и педагогов, дошкольная образовательная организация, дети с ОВЗ.
Искусство воспитания имеет одну особенность:
всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким.
И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания,
тем легче оно ему кажется.
К. Д. Ушинский
Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно- переходный период в истории своего развития. Из факторов, способствующих изменениям, прежде всего, следует выделить изменения в нормативной базе:
- подписание 29 декабря 2012 нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- утверждение Приказом МинОбрНауки России № 1155 от 17.10.2013г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Изменения в самом понятии «семья», во взаимоотношении родителей и детей, в отношении взрослых к детям: в одних семьях ребёнок — это «пуп» земли, растущий во вседозволенности при неконтролируемой свободе, в других — дети — это «сорняки», они никому не нужны и «воспитаются» сами, в реалиях современной жизни.
И изменения процесса построения взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьи:
- Семья и ДОО, с одной стороны, имеют свои определенные функции и не могут заменить друг друга, с другой стороны, имеют единую цель: развитие и воспитание здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, способного к принятию решений и успешному обучению в школе;
- родители — первые педагоги, закладывающие в ребенке основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности;
- сотрудничество, взаимодействие и доверие детского сада и семьи в достижении цели — создание единого образовательного пространства.
Взаимодействие детского сада и семьи широко обсуждается педагогами и психологами в научных трудах. Т. И. Данилина выявила проблему нехватки времени и нежелания сотрудничать родителей с педагогами. Л. М. Кларина, Т. Н. Доронова, Г. В. Глушакова, Т. И. Гризлик разработали и опубликовали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Проблема взаимодействия педагогов ДОО и семьи — самая актуальная, прежде всего связанная с сотрудничеством, предполагающим, равенство педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Достижение совместных результатов в практической деятельности трудоёмкий и целенаправленный процесс.
В МДОУ д/с № 65 «Калинка» г. Волжского воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для получения необходимой информации о позиции родителей в вопросах взаимодействия с педагогами и психологическом климате в семье была разработана анкета «Педагогическая культура родителей» и тест «Я и мой ребёнок». В анкетировании участвовали 68 семей воспитанников.
Результаты анкетирования показали:
- низкий уровень образования родителей (60 %);
- незнание родителями возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей ребенка (50 %);
- занятость и личная самореализация родителей, в ущерб гармоничным детско-родительским отношениям (60 %);
- педагогическая запущенность и нежелание родителей воспитывать своего ребенка (15 %);
- интуитивное воспитание (25 %);
- возложение большей части своих обязанностей на педагогов детского сада (80 %);
- жестокое или попустительское отношение к ребенку в семье (5 %);
- приоритет у большинства родителей интеллектуального развития ребенка над личностным развитием (40 %);
- возрастающее влияние гаджетов на нравственное развитие ребёнка (80 %).
Анализ работы с родителями также выявил отказ от сотрудничества родителей с педагогами (односторонний характер взаимодействия) и недостаточную педагогическую компетентность педагогов.
С целью изменения создавшейся ситуации в дошкольном учреждении педагоги разработали план по взаимодействию с семьями воспитанников, с опорой на принципы:
- объединение усилий родителей и педагогов помощи ребенку с ОВЗ;
- уважение и внимание к родителям;
- воспитание в детях уважения к родителям;
- учет пожеланий и предложений родителей;
- ценность участия семей в жизни дошкольной организации.
Основная задача педагогов детского сада — научить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность и индивидуальность или помочь родителям преодолеть барьеры в воспитании ребенка.
Цель работы педагогов с родителями — создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»
Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ решается в основном в трех направления:
- Повышение педагогической компетенции коллектива МДОУ, через:
- проведение педагогических советов, круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов, мастер-классов;
- реализацию проектов по поиску новых форм взаимодействия ДОО с семьей;
- обобщение и представление опыта работы по взаимодействию на конкурсах, конференциях, методических объединениях.
- Повышение педагогической культуры родителей, выявление уровня осведомленности в области воспитания и обучения детей (просвещение), выявление потребности родителей в образовательных услугах, через:
- Анкетирование и социологическое исследование семей воспитанников, с целью выявления потребностей родителей в образовательных, коррекционных, оздоровительных услугах.
- Ведение рубрик на официальном сайте МДОУ — «Для Вас, родители», «Советы специалистов»», «Наши достижения», «Новости», ознакомление родителей с образовательной деятельностью детского сада.
- Проведение открытых занятий, собраний, вебинаров.
- Консультирование родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность МДОУ, через совместную деятельность:
- Участие родителей в тематических выставках, конкурсах, субботниках, днях добрых дел, образовательной деятельности, развлечениях и утренниках.
- Активное участие родителей в работе попечительского совета и родительского комитета.
- Ознакомление родителей с достижениями ребенка.
В заключении можно сказать, что в ДОО постепенно складывается определённая система в работе с родителями. Применение в работе педагогов традиционных и нетрадиционных форм работы дают определённые результаты. Родители стали более активными участниками встреч (45 %), компетентными в воспитании детей (60 %), заинтересованными в жизни сада (60 %). Можно с уверенность сказать, что родители — полноправные участники педагогического процесса.
Рис. 1 Родительский клуб
Рис.2. Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности
Рис.3. Участие родителей в утренниках
Литература:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
- Галеева Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.- М.: Вентана-граф, 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».