Попечительский совет как орган управления образовательной организации на примере Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осканова, М. О. Попечительский совет как орган управления образовательной организации на примере Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта / М. О. Осканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.1 (127.1). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35399/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основное назначение любой образовательной организации – осуществление образовательной деятельности путем реализации образовательного процесса по одной или нескольким образовательным программам.

Образовательный процесс не ограничивается процессом передачи знаний от преподавателей студентам. Оказание образовательных услуг затрагивает множество иных аспектов, поэтому крайне важно обеспечить открытость и прозрачность деятельности образовательной организации. С этой целью актами некоторых образовательных организаций предусмотрено наличие особых органов управления, предполагающих общественный контроль со стороны независимых, не подчиненных организации лиц.

Управление федеральным университетом как государственным автономным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами учредителя, Министерства образования и науки Российской Федерации и Уставом БФУ имени И. Канта. В частности, образовательной организации необходимо руководствоваться Федеральным законом (далее – ФЗ) от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.10.2016 г.) «О некоммерческих организациях», а также ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об автономных учреждениях», если она относится к категории автономных.

Согласно статье 26 Закона об образовании, в управлении образовательной организацией сочетаются принципы единоначалия и коллегиальности [1]. В связи с этим в систему органов управления образовательной организации входят единоличный исполнительный орган и коллегиальные органы.

Представителем образовательной организации является ее руководитель. Он осуществляет текущее руководство и координацию между структурными подразделениями. В такой ситуации обоснована необходимость обезопасить образовательную организацию и лиц, вступающих с ней в правоотношения, от возможного злоупотребления руководителем своими полномочиями. С этой целью, наряду с единоличным исполнительным, образуются коллегиальные органы управления.

Организационная структура БФУ имени И. Канта определена в Уставе. В университете функционирует несколько коллегиальных органов управления, в том числе Конференция работников и обучающихся и Ученый совет, вовлеченные в управление деятельностью университета.

Вместе с тем в университете создаются органы, чьи функции не связаны с общим руководством и куда привлекаются лица, не являющиеся сотрудниками университета.

Одним из таких органов в БФУ имени И. Канта является наблюдательный совет. Его компетенция регламентирована в Уставе БФУ имени И. Канта в соответствии с ФЗ «Об автономных учреждениях». Она включает рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в устав, важных имущественных вопросов, в том числе обсуждение проекта плана финансово-хозяйственной деятельности, принятие решения о возможности совершения крупных сделок и пр. Решения наблюдательного совета могут носить обязательный или рекомендательный характер [2].

Наличие наблюдательного совета в автономной организации является обязательным [3], тогда как попечительский совет создается в добровольном порядке.

Попечительский совет как орган управления предусмотрен и в других типах некоммерческих организаций. По Гражданскому кодексу, попечительский совет обязателен в фонде, и его назначение – осуществление общего надзора за деятельностью фонда, выработка предложений по повышению эффективности его функционирования, контроль за поступающим в фонд капиталом [4].

В БФУ имени И. Канта попечительский совет пока не сформирован, хотя в Уставе университета он предусмотрен. Однако нормы Устава трудно реализуемы на практике из-за обширного круга сфер деятельности попечительского совета и недостаточной проработанности назначения данного органа.

Среди организаций высшего образования не выработалось единой практики по вопросам создания и функционирования попечительского совета. Для выявления более четкой картины относительно ведущих университетов страны нами предложена таблица 1, в которой собраны сведения с официальных сайтов федеральных университетов о наличии в них данных органов, и их назначении.

Таблица 1

Наблюдательный и попечительский советы в федеральных университетах России

Название федерального университета

Наблюдательный совет и его основное назначение

Попечительский совет и его основное назначение

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Функционирует

Является коллегиальным органом управления университета, включает государственных и общественных деятелей, содействует развитию университета, обсуждает план финансово-хозяйственной деятельности

Не функционирует, упоминается в Уставе университета как орган общественного управления

Дальневосточный федеральный университет

Функционирует

Является коллегиальным органом управления университета, включает государственных и общественных деятелей, содействует развитию университета

Функционирует в рамках Фонда целевого капитала университета, аккумулирует средства, направленные на развитие университета

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Функционирует

Коллегиальный орган управления университета, содействует развитию университета, включает государственных и общественных деятелей, а также представителей профсоюзов и организаций развития физкультуры и спорта

Функционирует

Коллегиальный орган управления университета, включает государственных и общественных деятелей, в том числе представителей иностранных университетов, содействует развитию университета

Число членов значительно превышает число членов наблюдательного совета

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Функционирует

Является коллегиальным органом управления университета, включает государственных и общественных деятелей, содействует развитию университета

Не функционирует, упоминается в структуре органов управления

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

Функционирует

Постоянно действующий орган самоуправления, созданный в целях содействия развития университета, анализа эффективности его деятельности, обеспечения сотрудничества с организациями.

Функционирует

Постоянно действующий совещательный орган. Создан с целью обеспечения стратегического развития университета и оказания помощи в создании фонда развития университета. В состав входят руководители корпораций, финансовых компаний, федеральных и региональных органов власти, ученые РАН.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Функционирует

Является органом управления университета, занимается вопросами развития университета

Функционирует в рамках Фонда целевого капитала университета, осуществляет общественное управление за деятельностью фонда

Северо-Кавказский федеральный университет

Функционирует

Осуществляет общественно-государственное управление.

Создан для содействия развитию университета, обеспечения общественного контроля, повышения инвестиционной привлекательности университета и диверсификации источников финансирования

Функционирует

Постоянно действующий коллегиальный орган управления, созданный в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития университета, выработки единой политики по подготовке кадров, формированию культурных, исторических и общенациональных ценностей

Сибирский федеральный университет

Функционирует

Рассматривает предложения о внесении изменений в устав, о реорганизации, создании филиалов и представительств, дает рекомендации по планированию, а также оценивает эффективность финансово-хозяйственной деятельности

Функционирует

Постоянно действующий совещательный орган, определяющий стратегию развития университета

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Функционирует

Создан с целью согласования основных вопросов развития и жизнедеятельности университета

Функционирует

Призван обеспечить взаимодействие образовательных структур с современным бизнес-сообществом России

Южный федеральный университет

Функционирует

Орган общественно-государственного управления, призван обеспечить создание условий для реализации стратегических планов развития университета

Функционирует

Является одним из органов самоуправления, его цель – содействовать формированию стратегии и программ развития университета как образовательного, научного и культурного центра международного уровня, а также продвигать законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательной базы в сфере высшего образования

Как можно заметить, обязательное наличие наблюдательного совета никак не препятствует большинству федеральных университетов в создании попечительского совета. При этом подходы к определению назначения данного органа таковы:

1) Попечительский совет как независимый орган общественного управления, занимающийся обсуждением вопросов развития университета и выработкой соответствующих рекомендаций;

2) Попечительский совет как постоянно действующий орган управления, созданный для надзора за деятельностью университета, содействия в решении текущих и перспективных задач развития, выработки единой политики университета в целях повышения его конкурентоспособности.

В рамках проекта 5-100 БФУ имени И. Канта предложено создать попечительский совет, главные функции которого заключались бы в аудите и согласовании инвестиционной политики [5]. При этом не совсем ясен статус этого органа, а также принципиальное различие его функций от функций наблюдательного совета. В таком свете создание попечительского совета выглядит не вполне обоснованным.

Для успешного внедрения попечительского совета в структуру БФУ имени И. Канта оптимальным было бы начать с определения статуса попечительского совета. Деятельность попечительского совета как органа управления может быть регламентирована специальным локальным актом - Положением о попечительском совете БФУ имени И. Канта, который исходил бы из законодательства и Устава. Положение может предусматривать следующие нормы:

1. Попечительский совет БФУ имени И. Канта – постоянно действующий совещательный орган БФУ имени И. Канта.

2. Целью деятельности попечительского совета является содействие университету в формировании стратегии и программы его развития.

3. Попечительский совет осуществляет следующие виды деятельности:

а) обсуждение стратегических вопросов развития университета;

б) обсуждение экономических перспектив университета;

в) обсуждение аудита и инвестиционной деятельности университета;

г) обсуждение предложений о привлечении частных инвестиций;

д) оценка текущего вектора развития университета и выработка предложений по усилению роли университета на российском и международном уровне.

4. Попечительский совет наряду с наблюдательным советом участвует в обсуждении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности университета, выносит свою оценку проекту плана и направляет предложения об его усовершенствовании другим органам университета.

5. Членами попечительского совета являются представители негосударственных организаций, осуществляющих инвестиции в развитие университета, представители общественных организаций, сотрудничающих с университетом, специалисты в области экономики и права. Также в попечительский совет входит один представитель государственной власти, выступающий в интересах собственника университета. Путем голосования попечительским советом также могут быть избраны председатель и секретарь попечительского совета.

6. Число членов попечительского совета не может составлять менее 8 и более 12 членов, не включая государственного представителя, секретаря и председателя.

7. Вопросы организации заседаний попечительского совета решаются ректором университета либо назначенными им сотрудниками с возможным содействием секретаря или председателя попечительского совета.

Таким образом, в деятельность попечительского совета должны быть вовлечены общественные представители и предприниматели, а сама деятельность ориентирована на увеличение объема частных инвестиций. Для улучшения взаимодействия попечительского совета с другими органами университета предлагается проведение совместных заседаний с наблюдательным советом или направление ему предложений.

Что касается количественного состава совета, мировая практика свидетельствует, что он оптимален при наличии 13-15 членов, которые должны отличаться широтой взглядов, независимостью, способностью четко выражать свои мысли, иметь высшее образование и опыт работы, помогающий разрешению проблем и расширяющий возможности университета [6].

Практика зарубежных стран и российских университетов довольно неоднородна, например, в университетах США круг полномочий попечительского совета более широк, чем в России [6]. Поэтому БФУ имени И. Канта необходимо разработать индивидуальное соотношение органов управления, чтобы компетенция различных органов не дублировалась. С этой целью выше был предложен возможный вариант формирования и функционирования попечительского совета БФУ имени И. Канта.

Исходя из вышесказанного, создание попечительского совета в БФУ имени И. Канта представляется обоснованным только в том случае, если университетом будет обеспечено реальное взаимодействие данного органа с другими органами университета. При этом, только заинтересованность самих членов попечительского совета в развитии университета, целесообразном применении инвестиций, а также возможность влияния на совершенствование работы университета могли бы способствовать эффективному выполнению университетом цели своей деятельности – осуществления образовательной и научной деятельности на высоком уровне.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 03.07.2016) № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)[Электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Устав Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1527 [Электронный ресурс]. Режим доступа URL (свободный): https://www.kantiana.ru/about/docs/ustav_bfu1.pdf
  3. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Стратегия БФУ им. И. Канта в проекте «5-100» © 2016 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта [Электронный ресурс]. Режим доступа URL (свободный): https://www.kantiana.ru/5-100/strategy/
  6. Иванов А.Г., Авджян Г.Д., Нистоцкая М.С. Мировой опыт функционирования наблюдательных и попечительских советов университетов © 2016 Экономика. Социология. Менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа URL (свободный): http://ecsocman.hse.ru/text/16712782/
Основные термины (генерируются автоматически): попечительский совет, развитие университета, наблюдательный совет, образовательная организация, имя, Кант, коллегиальный орган управления университета, орган, высшее образование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Особенности финансового планирования в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1»

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Компетентностный подход: компетенции и специфика их формирования у студентов вуза

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Особенности финансового планирования в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1»

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Компетентностный подход: компетенции и специфика их формирования у студентов вуза

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Задать вопрос