Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 (далее – Стратегия), национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Сама национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Защита основных прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с пунктом 42 настоящей Стратегии, является одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности. Основные угрозы государственной и общественной безопасности перечислены в пункте 43 Стратегии,в том числе ими являются различные преступления, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности. Исходя из вышеперечисленного, в данной научной работе была поставлена задача выявить и конкретизировать значительные угрозы общественной безопасности, путём проведения мониторинга правоприменения, а именно анализа судебной практики судов общей юрисдикции Калининградской области за период 31.12.2015 (дата вступления в силу настоящей Стратегии) – 28.09.2016, по категориям дел, относящимся к преступлениям против общественной безопасности (главы 24 - 28 раздела 8 УК РФ). Результаты данного анализа судебной практики представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты анализа судебной практики в сфере общественной безопасности за период 31.12.2015 – 28.09.2016[*]
Категория дел |
Количество решений |
Первая инстанция |
Апелляция |
|||
Результат |
Апелляционные постановления |
|||||
Обвинительный приговор |
Оправдательный приговор |
Отмена решения суда в апелляционном порядке |
Изменение решения суда в апелляционном порядке |
Решение суда первой инстанции без изменения, представление без удовлетворения |
||
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Статья 221. Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов |
23 |
17 |
5 |
- |
- |
1 |
Статья 222.1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройст |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Статья 223. Незаконное изготовление оружия |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств |
2 |
1 |
1 |
|||
Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества |
154 |
109 |
1 |
- |
6 |
38 |
Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества |
30 |
4 |
- |
- |
7 |
19 |
Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ |
4 |
1 |
3 |
|||
Статья 231. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Статья 232. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств |
2 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Статья 241. Организация занятия проституцией |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
231 |
141 |
11 |
- |
13 |
66 |
Как видно по результатам мониторинга правоприменения в сфере общественной безопасности, приведенным в таблице 1, за период с 31.12.2015 по 28.09.2016, большая часть судебных решений судов общей юрисдикции была вынесена по уголовным делам по ст. 228 и ст. 228.1 УК РФ. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в регионе, за рассматриваемый период, подавляющее большинство совершенных преступлений в сфере общественной безопасности составляли преступления наркотической направленности – 82.68 % от общего числа преступлений против общественной безопасности. На данный период, именно преступления наркотической направленности создают значительную угрозу защищённости личности и общества, а равно угрожают должному обеспечению конституционных прав и свобод граждан РФ.
Изучив описательно-мотивировочные части обвинительных приговор по ст. 228, и обобщив схожие обстоятельства данных уголовных дел, стоит обратить внимание на одно из наркотических веществ, имеющееся в составе наркотических смесей, фигурирующих в большинстве анализируемых судебных решений – героин (диацетилморфин).
Героин – мощное полусинтетическое опиатное средство [1, c. 5]. Для производства данного наркотического средства требуется опийный мак. В свою очередь производством героина занимаются страны Азии. По заявлению главы ФСКН Виктора Иванова (прим.: с 5 апреля 2016 года служба упразднена) в 2015 году лидирующие позиции в мире по производству героина занимает Афганистан [5]. Ежегодно из Афганистана в Россию контрабандно ввозятся десятки тонн героина, значительная часть которого доставляется в Россию и далее в страны ЕС по так называемому «северному», или «шелковому», пути, проходящему, в частности, через российско-казахстанскую границу [3, с. 43].
Таким образом, Россия является одним из транзитных пунктов афганского наркотрафика. В 80 % выявленных фактов наркопреступлений героин в РФ поставлялся из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана [4, с. 192].
Исходя из этого, приходим к выводу, что героин, обнаруженный в изъятых наркотических смесях у осужденных по ст. 228 в Калининградской области, не был произведен на территории области, а был доставлен в результате контрабанды.
Стоит обратить внимание на то, что ввиду геополитического и географического положений Калининградской области, для того чтобы доставить опиоидные наркотики на территорию региона из Афганистана и стран Центральной Азии, помимо казахстанско-российской границы (в зависимости от маршрута наркотрафика), субъектам контрабанды также необходимо доставить наркотические вещества через польско-российскую или литовско-российскую границы на территорию Калининградской области.
Ввиду выше сказанного, можно предположить, что в деятельности уполномоченных органов в сфере противодействия контрабанде, в том числе наркотических средств, имеются недочеты. Предполагается, что указанные органы исполнительной власти не в полном объеме осуществляют поставленные цели и задачи в обеспечении защищенности личности и общества от наркотической угрозы, закрепленные в Стратегии, а, следовательно, это влечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, а также угрозу материальным и духовным ценностям общества.
В основе незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ находится единый комплекс причин и условий, способствующих преступности в обозначенной сфере, к которым относятся социально-экономические, культурологические, семейно-педагогические, производственные, досуговые, правовые и правоприменительные, каждая из которых в той или иной степени влияет на распространение наркотизма [2, с. 135].
Стоит обратить внимание на правовые причины наркотизма. С большей долей вероятности, можно предположить, что в Калининградскую область наркотические средства, которые перенаправляются через государственную границу контрабандным путем, могут доставляться по двум причинам: 1) недостаточная техническая и кадровая оснащенность уполномоченных органов РФ в сфере противодействия контрабанде наркотических средств, а также неосуществление должной бдительности для предотвращения причинения вреда общественным отношениям; 2) отсутствие противодействия противозаконным деяниям ввиду корыстных побуждений определенных должностных лиц, как российских правоохранительных органов, так и аналогичных органов стран СНГ и ЕС.
Для пресечения наркопреступлений на территории Калининградской области на основании вышеперечисленных причин незаконного оборота наркотических средств необходимо провести комплекс мер по обеспечению противодействия данным преступлениям, тем самым обеспечив должный уровень защищённости личности и общества: 1) повышение материально-технического обеспечение и оснащенности уполномоченных в рассматриваемой сфере органов исполнительной власти, а также повышение уровня компетентности должностных лиц настоящих органов; 2) повышение уровня правосознания в уполномоченных органах исполнительной власти путём противодействие правовому нигилизму, в частности правовому нигилизму должностных лиц, отрицающих социальную роль права для реализации своих преступных интересов или преступных интересов третьих лиц; 3) противодействие коррупции в вышеуказанных органах на всех должностных уровнях; 4) развитие международного сотрудничества в сфере защиты государственных границ и противодействия контрабанде наркотических средств, в том числе повышение уровня взаимодействия таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов Калининградской области с аналогичными органами Литовской Республики и Республики Польша.
Таким образом, приходим к заключению, что реализация положений Стратегии национальной безопасности на территории Калининградской области в сфере общественной безопасности, в частности, в сфере противодействия деятельности преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, не отвечает в полной мере закрепленным в Стратегии целям и задачам. Данное попустительство преступлениям наркотической направленности порождает угрозу защищённости личности и общества от преступных деяний, а, следовательно, препятствует должному обеспечению конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих в Калининградской области, а также противоречит стратегическим целям государственной и общественной безопасности, закреплённым в Стратегии национальной безопасности от 31.12.2015 года.
Литература:
- Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики: справочное пособие. М.: Авторское издание, 2008. 105 с.
- Галузинский А. А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. №1. С. 133 - 135.
- Кромова А. Я. . Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной трансграничной активности между странами центральной Азии и Россией // Вестник ЮУрГУ. 2011. №6. С. 43 – 45.
- Сафронова Е. И. Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2014. №19. С. 183-201.
- ФСКН: Афганистан – мировой лидер по производству героина и гашиша // РИА Новости. URL: https://ria.ru/incidents/20150312/1052166458.html (дата обращения 25.09.2016).
[*]Анализ судебной практики на основании открытых судебных решений, представленных в справочно-правовой системе по судебным решениям «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com