Образование является общественным благом, к получению которого стремится большинство людей. Однако образование не всегда является доступным каждому. Речь идет, прежде всего, о высшем образовании, получить которое каждый гражданин может на платной основе, что в настоящее время является распространенным явлением. Проблему доступности высшего образования призвана решить система образовательного кредитования. В юридической науке признается, что использование образовательного кредита является наиболее эффективным способом выполнения условия об оплате обучения в договоре об оказании платных образовательных услуг [1].
Федеральным законом «Об образовании в РФ» официально закреплена возможность кредитования в сфере образования [11]. Образовательные кредиты являются целевыми и предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам. Предоставление образовательного кредита считается мерой социальной поддержки и стимулирования обучающихся.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» предусмотрено два вида образовательных кредитов в зависимости от цели кредита: основной (направлен непосредственно на оплату обучения в образовательной организации) и сопутствующий (направлен на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения). Для российского законодательства идея сопутствующего образовательного кредита как самостоятельного вида кредита является новеллой.
Впервые идея образовательного кредита в России была отражена в Законе РФ «Об образовании» [7]. В связи с появлением и развитием платного образования в начале 2000-х гг. были предложены первые программы образовательного кредитования [2, с. 52].
Предоставление образовательного кредита связано с определенными рисками для кредитора, что обусловлено специфичными условиями подобных договоров, в частности длительным сроком выплаты кредита, а также риском его невозврата [3, с.74]. Устранение подобных рисков возможно при участии государства.
Таким образом, в зависимости от участия государства в процессе кредитования можно выделить два вида образовательных кредитов: обычный образовательный кредит и образовательный кредит с государственной поддержкой. Если обычный образовательный кредит регулируется в основном нормами ГК РФ, то правовое регулирование образовательного кредита с государственной поддержкой является специальным.
В 2006 году Министерством образования и науки РФ была разработана Концепция государственной поддержки образовательного кредитования, а в период с 2007 по 2013 годы в целях разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования Правительством РФ было утверждено Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [6].
В соответствии с указанным Положением под договором образовательного кредита понимался заключенный между банком и заемщиком кредитный договор, по которому единственным способом обеспечения исполнения обязательства является поручительство. В качестве поручителя могло выступать только соответствующее определенным критериям юридическое лицо. Государственная поддержка выражалась в форме субсидии, предоставляемой поручителю для возмещения части расходов за счет средств федерального бюджета.
По окончании эксперимента Правительством РФ были утверждены Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования [8]. В качестве мер государственной поддержки Правилами предусмотрено предоставление субсидий уже не поручителям, а банкам. При этом субсидии предоставляются для возмещения части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и части затрат по невозвращенным образовательным кредитам.
Порядок предоставления субсидий банкам для возмещения затрат по образовательным кредитам установлен Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки, утвержденными Министерством образования и науки РФ, которые, в свою очередь, регулируют порядок предоставления субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки и являются довольно общими. Субсидии предоставляются на основании договора, заключенного между Министерством и банком — получателем субсидий [9].
Для того чтобы претендовать на получение субсидии, банк должен соответствовать целому ряду установленных критериев. Ряд требований также предъявляется к образовательной организации.
Более того, для предоставления государственной поддержки обязательным условием является наличие трехстороннего соглашения об информационном сотрудничестве между Министерством образования и науки РФ, банком и организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Именно с тем, что заключение подобных соглашений не является распространенной практикой, связано отсутствие широкого использования образовательных кредитов с государственной поддержкой.
В совокупности процесс получения государственной поддержки образовательного кредита представляет собой сложный процесс, в котором необходимо соблюдение баланса интересов в системе взаимоотношений «заемщик — организация, осуществляющая образовательную деятельность — банк — государство». На основании вышеизложенного, доступность образовательного кредита с государственной поддержкой в настоящий момент вызывает сомнение.
В сложившейся ситуации все более распространенными становятся образовательные кредиты без государственной поддержки. Такие кредитные договоры заключаются между заемщиком и банком, и регулируются положениями ГК РФ, что подтверждается соответствующей судебной практикой. Более того, к отношениям, возникающим из обязательств по договору образовательного кредита, могут применяться нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» [10].
Однако условия предоставления образовательных кредитов без государственной поддержки в большинстве случаев являются неприемлемыми для большинства обучающихся [4, с. 119]. В связи с этим для решения проблемы доступности высшего образования необходимо развитие и распространение именно образовательных кредитов с государственной поддержкой.
Эффективность ныне действующей системы образовательного кредитования и, как следствие, реализация права на образование зависят от решения ряда вопросов. Правовое регулирование в сфере образования носит комплексный частно-публичный характер, что, непременно, должно отражаться и на правовом регулировании в сфере образовательного кредитования.
По нашему мнению, правовое регулирование в сфере образовательного кредитования должно основываться на следующих принципах:
комплексности, то есть гармонично сочетать в себе публичные начала, заложенные в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и частно-правовой характер норм ГК РФ;
общедоступности, то есть обеспечивать реальную возможность получения образовательного кредита;
неоднократности, то есть предоставлять возможность получения образовательного кредита, в том числе с государственной поддержкой, при получении нескольких уровней образования.
В настоящий момент неурегулированными являются многие вопросы, возникающие при реализации правоотношений в рассматриваемой сфере. В частности, нерешенным является вопрос судьбы образовательного кредита при изменении отношений по оказанию платных образовательных услуг, при приостановлении действия соответствующего договора об образовании (в случаях предоставления академического отпуска, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком).
В литературе предлагается решить подобные вопросы путем принятия Федерального закона «Об образовательных кредитах» [5, с. 150]. Подобная идея представляется разумной, так как именно принятие специального нормативно правового акта, а именно федерального закона, позволит разрешить многие вопросы, возникающие при реализации рассматриваемых правоотношений. Регулирование может быть направлено на упрощение и конкретизацию порядка предоставления субсидий в рамках государственной поддержки образовательного кредитования. Кроме того, возможно включение условий и критериев, закрепляющих отличия образовательного кредита от потребительского, что позволит сделать образовательный кредит как с государственной поддержкой, так и без нее более доступным.
Таким образом, развитие системы образовательного кредитования должно происходить путем совершенствования нормативно-правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, будет содействовать реализации конституционного права граждан на образование.
Литература:
- Ершов В. С. Правовое регулирование договора об оказании платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. юрид. наук.М., 2010.27 с.
- Литвинова Т. П. Развитие системы образовательного кредита в Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 2. С. 52.
- Левашов Е. Н. Риски образовательного кредитования // Инновационная наука. 2015. № 10–2. С. 74.
- Седова М. Л. Роль образовательного кредита в обеспечении доступности высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 119.
- Спиридонова Н. Ю. Образовательный кредит как средство обеспечения доступности высшего профессионального образования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 50.
- Постановление Правительства РФ от 23.08.2007. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 35. Ст. 4317. (утратило силу)
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150. (утратил силу)
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 277 (ред. от 11.09.2015 г.) «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки»
- Решение Кировского районного суда г. Перми от 14.05.2015 г. Дело № 2–811/2015. URL: https://rospravosudie.com/court-kirovskij-rajonnyj-sud-g-permi-permskij-kraj-s/act-487033391/ (дата обращения 29.11.2015)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.