Проблемы заключения инвестиционного договора муниципальным автономным учреждением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мустафаева, С. Э. Проблемы заключения инвестиционного договора муниципальным автономным учреждением / С. Э. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.1 (127.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35414/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одним из важнейших направлений политики нашего государства является улучшение инвестиционного климата, увеличение объема инвестиций не менее, чем до 27 %к 2018 г. [5].

Для того, чтобы привлекать инвестиции, необходимо обеспечить гарантии и защиту прав инвесторов, а также надлежащее правовое регулирование в порядке заключения инвестиционных договоров и выявление пробелов в самом инвестиционном законодательстве.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [3] определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Согласно № 39-ФЗ инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Объектом капитальных вложений может выступать имущество, находящееся в муниципальной собственности. Глава 20 указанного закона предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельны в регулировании инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами [4]. Наряду с бюджетными и казенными учреждениями, автономные учреждения имеют наиболее привлекательный правовой статус. Они наделены правосубъектностью юридического лица в гражданском праве, а также сохраняют для себя гарантии бюджетного финансирования.

Доходы автономного учреждения, в отличие от казенного, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Причем собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. п. 8, 9 ст. 2 Закона № 174-ФЗ), что также определяет его особый правовой режим [1].

При проведенной реформе правового статуса государственных и муниципальных учреждений, форма автономных учреждений задумывалась как тип учреждений, обладающий достаточной степенью самостоятельности и возможности для увеличения дохода от разрешенной экономической деятельности. Однако, как правило, данные возможности связаны с необходимостью предварительного вложения в материальную базу самого учреждения. Следует отметить, что автономные учреждения обладают достаточной свободой в привлечении бюджетных и иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами.

Так, например, для привлечения туристов, в рамках подготовки городских объектов Калининграда к предстоящему Чемпионата мира по футболу в 2018 году, увеличения посещаемости зоопарка в течение всего года, увеличения времени пребывания родителей с детьми, организованных детских групп, а также школьников и подростков, необходима реконструкция объекта муниципального нежилого фонда в муниципальном автономном учреждении г. Калининграда «Зоопарк» — нежилое здание стационарного кафе, общей площадью 52,3 кв. м. В настоящее время данное здание свободно от прав третьих лиц и не используется учреждением в соответствии с целями уставной деятельности. В здании есть холодное водоснабжение, канализация, электроэнергия, но оно не отапливается, что не дает возможности работать кафе в холодное время года, а учитывая климатические условия Калининградской области, постоянно работающее теплое кафе необходимо на территории зоопарка. Руководством учреждения достигнута договоренность с частным инвестором. Увеличится площадь кафе, появится современная интерактивная площадка для осмотра животных. Но, несмотря на то, что основная роль в привлечении инвестора связана с руководителем автономного учреждения, решение о заключении инвестиционного соглашения он не принимает. В этой связи справедливо было отмечено профессором О. А. Серовой, что «при сравнительном анализе норм, регламентирующих совершение сделок бюджетными и автономными учреждениями, также обозначалась проблема выбора органа, согласие которого необходимо для одобрения сделки. Был сделан вывод, что это зависит от закрепления в учредительных документах (уставе) бюджетного или автономного учреждения того или иного органа государственной власти или местного самоуправления в качестве лица, осуществляющего полномочия учредителя. Если в уставе указаны два органа — отраслевой и по управлению имуществом, то для придания сделке легитимности следует получить согласие на ее совершение от обоих органов» [2]. В нашем случае, для заключения инвестиционного соглашения — требуется согласие учредителя в лице Комитета по социальной политике и собственника имущества, то есть Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград».

Существует решение от 15 июня 2011 г. № 224 Окружного Совета депутатов [8], где был утвержден порядок заключения инвестиционных договоров в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Калининград». В приложении № 2 к Постановлению администрации городского округа «Город Калининград» от 19 декабря 2011 г. № 2253 «Об утверждении порядков взаимодействия структурных подразделений администрации и инвесторов при заключении, изменении, расторжении и реализации инвестиционных договоров» [9] есть типовая форма инвестиционного договора, согласно которой заказчиком может выступать только Администрация городского округа «Город Калининград».

Таким образом, можно сделать вывод, что никакими нормативными правовыми актами не урегулирован порядок заключения инвестиционных договоров по поводу муниципального недвижимого имущества, где заказчиком будет выступать муниципальное учреждение. Соответственно, возникают вопросы, кто будет инициировать сам процесс заключения инвестиционного соглашения, кто будет выступать заказчиком.

Действующими правовыми актами автономные учреждения не наделены статусом самостоятельных субъектов инвестиционной деятельности. Они не имеют договорной самостоятельности в отношении муниципального недвижимого имущества. Несмотря на планируемое в ходе реформы предоставление им самостоятельности, фактической коммерциализации, возможности выступать на конкурентных началах с коммерческими организациями и НКО, собственниками своего имущества, по факту автономные учреждения стали заложниками права оперативного управления. Также следует отметить заинтересованность получения прибыли автономными учреждениями в целях расчетов с кредиторами, так как государство как собственник имущества автономного учреждения не несет субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения: автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества [1].

Существует и проблема отсутствия четкого нормативного регулирования порядка участия автономных учреждений в инвестиционных процесса. Согласно Порядку заключения инвестиционных договоров в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Калининград» [10] предусмотрено заключение инвестиционных договоров по результатам проведения торгов, но самого порядка проведения торгов на право заключения инвестиционных договоров в отношении муниципального имущества нет. Существует только Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 6.03.2008 г. № 62 «Об утверждении порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» [6], который нельзя использовать по аналогии для регулирования описываемой ситуации.

Считаем, что необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от 24.12.2013) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» [7]. В соответствии с п.4 данных Правил организатором торгов является уполномоченный обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Таким образом, для решения вышеизложенной проблемы необходимо:

— утвердить порядок проведения торгов на право заключения инвестиционного договора в отношении муниципального недвижимого имущества;

— предусмотреть возможность заключения инвестиционного договора, где заказчиком будет выступать само муниципальное автономное учреждение.

Литература:

  1. Полотовская Е. Автономное учреждение = коммерческая организация? // ЭЖ-Юрист. 2011. № 47. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Серова О. А. Согласие на совершение сделки как форма контроля публично-правовых образований за созданными юридическими лицами // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 1. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт].Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 6.03.2008 г. № 62 «Об утверждении порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от 24.12.2013) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Решение от 15 июня 2011 г. № 224 Окружного Совета депутатов [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  9. Приложение № 2 к Постановлению администрации городского округа «Город Калининград» от 19 декабря 2011 г. № 2253 «Об утверждении порядков взаимодействия структурных подразделений администрации и инвесторов при заключении, изменении, расторжении и реализации инвестиционных договоров» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  10. Порядок заключения инвестиционных договоров в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Калининград» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): автономное учреждение, Калининград, инвестиционная деятельность, городской округ, договор, муниципальное имущество, Порядок заключения, инвестиционное соглашение, инвестиционный договор, Российская Федерация.


Задать вопрос