В июне 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» [2] (далее — Закон), который, помимо всего прочего, ввел в практику хозяйствования еще один способ привлечения инвестиций — специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК), являющийся новой формой государственно-частного партнерства.
Согласно статье 16 Закона СПИК направлен на привлечение инвестиций и взаимодействие частного предпринимательского сектора и государства для развития промышленности в Российской Федерации и для получения прибыли на взаимовыгодных условиях с использованием специальных льгот и преференций, выделенных государством РФ для инвесторов, а также предоставление гарантий обеспечения стабильных условий ведения бизнеса для инвесторов.
Основной целью заключения СПИК является стимулирование инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства на территории Российской Федерации. При этом локализация производства должна быть на территории РФ, континентальном шельфе РФ или на исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Помимо вышеназванного Закона, СПИК регулируется также иными нормативно-правовыми документами. Общее регулирование СПИК осуществляется Гражданским кодексом РФ [1]; специальное регулирование производится с использованием таких нормативных актов, как ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [3], Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 [5]. Меры стимулирования СПИК регулируются Налоговым кодексом РФ и иными специальными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления. Более того, на региональном уровне может осуществляться дополнительное регулирование СПИК.
Как известно, различные формы государственно-частного партнерства существовали и до введения специального инвестиционного контракта [6, 7], однако, с точки зрения некоторых специалистов, этот механизм действовал недостаточно полно [8, 9], поэтому новая форма дает еще больше шансов в развитии своей инвестиционной деятельности представителям совершенно разных отраслей — от легкой промышленности и машиностроения до химической промышленности и металлургии, а для государства — возможность поднять экономику и производственный потенциал страны.
Стоит также отметить, что в зарубежных странах механизм СПИК действует уже довольно давно и доказал свою эффективность на практике. Например, согласно данным Минпромторга России, Венгрия за 10 лет существования СПИК поднялась на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по объему инвестиций на душу населения. Другой пример уже на азиатском рынке — Китай, где объем фактически вложенных прямых инвестиций в девяностые годы увеличился более чем в 10 раз [10].
Что же касается России, то СПИК заключается на срок до десяти лет в порядке, который установило Правительство Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством РФ для отдельных отраслей промышленности.
Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия СПИК гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц.
В СПИК должны быть указаны срок действия контракта, характеристики планируемой к производству продукции, перечень мероприятий, направленных на создание, модернизацию или освоение производства, объем инвестиций, перечень мер стимулирования деятельности инвестора, порядок представления отчетности об исполнении обязательств, а также иные условия, обеспечивающие выполнение СПИК.
Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности.
Решение возможности или невозможности заключения специального инвестиционного контракта на предложенных инвестором условиях принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минэнерго России, а также представители промышленных, кредитных, общественных и научных организаций.
Однако, как известно и вполне естественно в силу многих обстоятельств, не каждый инвестиционный проект способен на успех, бывают провалы и неудачи, и тогда предпринимателю приходится закрывать свой бизнес. Но как быть второй стороне специального инвестиционного контракта — государству? Ведь оно благодаря льготам, предоставленным инвесторам, потеряло часть возможных финансовых средств в бюджет страны от налоговых сборов. Для таких случаев государство создало механизм предохранения от неуспешных контрактов — расторжение инвестиционного контракта.
В случае расторжения СПИК в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором (или инвесторами) принятых обязательств, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника СПИК законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Кроме того, иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом дополнительно. Поэтому инвестору следует хорошо оценить свои возможности, все риски, внешние и внутренние угрозы, составить качественный бизнес план и действовать обдуманно.
Также в качестве негативного эффекта, который оказывают законодательно установленные условия, стоит отметить минимальный размер инвестиций — это 750 миллионов рублей [5]. Очевидно, для многих региональных масштабов производств это довольно большая сумма, что делает применение СПИК просто невозможным. Так, например, в специфических условиях Калининградской области, где до определенного времени действовали особые льготные условия хозяйствования по Федеральному закону «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» [4], вопрос о привлечении инвестиций в местное производство стоит довольно остро. Более того, эксклавное положение региона также может создать определённые трудности в использовании СПИК на общих условиях. Поэтому, возможно, необходимо рассмотреть дополнительные преференции участникам СПИКс учетом специфики отдельных регионов страны.
Итак, что же в итоге получают стороны специального инвестиционного контракта?
Государству в первую очередь обеспечивается рост приоритетного производства промышленной продукции, которая производится на территории РФ. Преимуществом этого фактора является также то, что продукция не имеет аналогов в стране, что в свою очередь приводит к социально-экономическому развитию страны. Более того, специальный инвестиционный контракт способен обеспечить привлечение наилучших доступных технологий, в том числе иностранных, в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, благодаря чему происходит локализация высокотехнологичного производства и создание объектов промышленной инфраструктуры в РФ.
Второй субъект контракта — инвестор, в свою очередь, получает льготы по налогам, сборам и льготы по уплате таможенных платежей. Кроме того, он также вправе получить льготы по уплате арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, что значительно снижает издержки производства. Законодательством также установлены иные льготы и преференции, такие, как гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение всего срока действия инвестиционного контракта и неповышение налоговых платежей.
Как можно заметить, СПИК дает значительные преимущества и возможности для всех его сторон. Можно сказать, что это более усовершенствованная форма государственных закупок. И если государству удастся обеспечить прозрачность СПИК, а экспертиза проектов будет доброкачественной, то специальные инвестиционные контракты покажут себя с положительной стороны, станут эффективным способом привлечения инвестиций и окажут содействие в раскрытии новых возможностей в инвестировании, что обеспечит рост отечественного промышленного производства, поспособствует импортозамещению. Особенное значение имеет то, что вся продукция, которая производится в рамках СПИК, официально считается российской, при этом государство берет на себя обязанность регулярно приобретать ее по государственному заказу. Локализация производства на территории Российской Федерации необходима не только для того, чтобы изготавливать товары для внутреннего рынка, но и для того, чтобы бизнесмены могли производить конкурентоспособный товар и поставлять его на внешний рынок.
СПИК обещает стать довольно эффективным механизмом для развития промышленного производства на территории РФ и вывести страну на новый уровень экономического развития.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ(ред. 03.07.2016) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред.11.03.2016) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А., Гнездилова О. А. Мировой опыт реализации концессионных проектов: правовые аспекты // Научный обозреватель. 2015. № 7. С. 21–24.
- Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. Институт концессионных соглашений и актуальные проблемы его правового регулирования в Российской Федерации // Научная перспектива. 2015. № 10. С. 37–38.
- Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А., Серебрякова А. А., Серова О. А. Актуальные проблемы правового регулирования государственного — частного партнерства в РФ // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 4. С. 147–152.
- Аксёнова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. Новеллы концессионного законодательства Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 12. С. 56–62.
- Специальный инвестиционный контракт как новый инструмент промышленной политики. Статья. 2015. [Электронный ресурс] // Минпромторг России [сайт]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru(дата обращения 20.10.2016).