The article analyzes offered by domestic economists approaches to solving the economic problems of the system, determined the economic downturn in the period 2014–2016 in terms of the basic laws of development of the country's macroeconomics. Shown are the steps for the modernization of the economic system of relations in our country, the consequences of which can cause the least significant negative effects in other areas of the economy, and associated with the least burden on the state budget and social scheme.
Keywords: macroeconomics, anti-crisis policy, economic growth, modernization, aggregate indicators of economic development
Устойчивый экономический рост экономики России в период 1999–2014 год во многом был связан с увеличением цен на сырьевые ресурсы, доля которых в экспорте страны варьировалась от 40 до 60 %. К концу 2013–2014 году цена на нефть марки Brent колебалась около 100 долларов США и имела повышающий тренд как в средне, так и в долгосрочной перспективе [6].
В настоящее время ситуация изменилась, в ближайшие 3–5 лет существенного роста цены на нефть не предвидится (см. табл. 1), а нагрузка на экономику страны будет, по оценкам Минэкономразвития [6] возрастать в связи с секционным давлением, ужесточением конкуренции между глобальными экономическими группировками за ресурсы и рынки, а также общим обострением геоэкономического противостояния. Возникшие проблемы могут быть решены только в случае более интенсивного государственного регулирования экономики и создания новых макроэкономических стимулов.
Развитие экономики любой страны в первую очередь зависит от того, насколько эффективно организована система управления фундаментальными параметрами этой экономики на уровне макроэкономических регуляторов, то есть органов государственной власти. Рассмотрим их подробнее.
Таблица 1
Сопоставительная характеристика прогнозов среднегодовой цены нефти марки Brent, 2016–2018гг.
Источник: Bloomberg, официальные сайты корпораций
В первую очередь, государственное регулирование экономики осуществляется через такие сферы экономического взаимодействия субъектов экономических отношений, как бюджетно — налоговая, денежно — кредитная, промышленно — производственная и инновационная. Рассмотрим каждую из указанных сфер более подробно.
- Система налогообложения. Налоговая система любого государства выполняет, помимо фискальной, стимулирующие и регулирующие функции. Современная налоговая система должна быть организована таким образом, чтобы бизнесу было выгодно решать задачи, актуальные для всей страны. Данная цель может быть достигнута путем перераспределения налоговой нагрузки от инновационно активных либо социально значимых предприятий в пользу других видов бизнеса.
- Денежно-кредитная политика. Важнейшим объектом обсуждения среди экономического сообщества России является динамика ставки рефинансирования в РФ. В настоящее время ставка рефинансирования в РФ составляет 11 %, что интерпретируется большим числом отечественных экономистов как негативный фактор [1]. В качестве аргументации сохранения высокого уровня ставки рефинансирования руководство ЦБ РФ указывает на опасность привлечения дешевых кредитов отечественными банками в целях последующего кредитования ими иностранных компаний, что приведет к оттоку ликвидности за рубеж и неконтролируемому падению курса национальной валюты в результате ее массовой продажи на мировом рынке коммерческими банками [10].
Излишне высокая ставка рефинансирования создает в национальной экономике проблему безработицы, снижает платежеспособность населения и уменьшает совокупный спрос, а также лишает промышленные организации доступной ликвидности. В качестве инструмента преодоления этих макроэкономических последствий для отечественной экономики представляется целесообразным развивать инструменты прямой и косвенной государственной поддержки системообразующих предприятий и компаний, работающих в точках роста экономики. Кроме того, интересным с точки зрения обеспечения доступа отечественной экономики к кредитам и снижения макроэкономической напряженности представляется современный японский опыт, когда в условиях высоких цен на ликвидность для интенсификации инновационного и промышленного развития компаниями и государством используются схемы финансирования, основанные на системе взаимозачетов и отсрочках платежей.
Особого внимания и поддержки со стороны государства в качестве заемщиков заслуживают компании следующих сфер экономики:
‒ экспортоориентированная промышленность (за исключением нефтегазовой);
‒ сельское хозяйство;
‒ комплексы промышленных предприятий, имеющие стратегические значения, в первую очередь авиакосмическая отрасль, энергетика;
‒ отрасли, обладающие повышенной социальной значимостью для экономики регионов;
‒ инфраструктура.
- Важнейшим направлением модернизации отечественной экономики является ее структурная трансформация. В этом отношении двумя наиболее проблемными и, вместе с тем, важными вопросами являются финансовая зависимость России от иностранных кредитов и мировых финансовых центров в целом, а также производственная и технологическая зависимость многих секторов отечественной экономики от стран Запада. Рассмотрим, каким образом данные проблемы возможно решить на макроуровне подробнее.
Наиболее привлекательным направлением модернизации структуры входящих финансовых потоков является их диверсификация. В этом отношении наиболее привлекательными партнерами по диверсификации являются страны БРИКС, особенно Китай. В качестве инструментов повышения привлекательности отечественной экономики для компаний из этих стран рекомендуется использовать следующие.
Представляется целесообразным использование текущей макроэкономической конъюнктуры и соотношения валютных курсов.
Со странами, валюты которых с точки зрения показателей ее востребованности и стабильности имеет больше общего с рублем, чем с мировыми резервными валютами, имеет смысл развивать отношения, основанные на номинировании контрактных цен в национальной валюте. В качестве успешного примера такого подхода можно назвать систему рублевых расчетов с Китаем [5], которые, по оценкам российских экономистов, обеспечили рост оборота на 9 % за один только 2015 год.
Вторым направлением структурной трансформации в рамках снижения зависимости экономики России от иностранных поступлений может стать совместная реализация Россией со странами, не поддержавшими санкции, совместных экспортоориентированных проектов, в которых доля России будет номинирована не в валюте, а в ресурсах, интеллектуальном капитале либо обязательствах [3]. В настоящее время такого рода проекты осуществляются преимущественно в следующих сферах:
‒ ТЭК и энергетика;
‒ наука;
‒ авиастроение;
‒ АПК;
‒ тяжелое машиностроение.
Отдельно от проблемы зависимости отечественной экономики от иностранных кредитов следует назвать проблему спекуляций, осуществляемых отечественными финансовыми организациями с ликвидностью, выделяемой государством на восстановление экономики и стабилизацию макроэкономических показателей.
Из таблицы 2 видно, что проблема финансовой зависимости экономики России от иностранных кредитов остается острой, однако в 2016 г. ситуация несколько стабилизировалась [4].
Таблица 2
Планируемые сроки погашения текущих внешних долгов, млн долл.
Источник: Официальный сайт Центрального банка России
Выявить причины роста независимости отечественной экономики от иностранной ликвидности представляется крайне важным в целях дальнейшего ее усиления и закрепления обнаружившихся в 2016 г. положительных тенденций.
Исследование шагов в сфере макроэкономической политики Правительства РФ в 2014 — начале 2016 гг. в России, проведенное авторами статьи, дает основание утверждать, что ключевой причиной автономизации национальной экономики явилась политика импортозамещения. До 2014 г. импортозависимость по отдельным стратегическим отраслям экономики составляла до 90 % (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели импортозависимости России, по отраслям промышленности
Источник: Яковлева Е.А, Козловская Э. А. Импортозамещение как форма эффективной экономической политики Правительства России // Вестник финансового университета. — № 2. — 2016. — С. 62–68
В настоящее время наблюдается тренд на снижение импортозависимости России от иностранных поставок. Особенно ярко он выражен в сельском хозяйстве, что может быть объяснено встречными санкциями, предусматривающими частичный запрет на импорт продовольствия.
Преодоление импортозамвизимости и изменение места экономики России в глобальной системе разделения труда позволят более эффективно использовать имеющийся в стране человеческий потенциал и решить еще одну макроэкономическую проблему, значимую не только с точки зрения экономики, но и в социальном плане — проблему безработицы.
- Проблема обеспечения макроэкономического развития страны с опорой на ее человеческий потенциал имеет несколько аспектов, а именно:
‒ необходимо обеспечить оптимальный баланс между притоком ликвидности в экономику за счет заработной платы и поддержанием стабильности уровня национальной валюты и уровня инфляции. При этом, в соответствии с экономическими воззрениями У. Филлипса (см. рис 1) увеличение государственной поддержки безработных будет приводить к кратным увеличениям показателей инфляции;
Рис. 1.Графическое представление связи инфляции и безработицы (интерпретация Уильяма Филлипса)
‒ государство должно способствовать созданию макроэкономических условий, обеспечивающих не только реализацию трудового потенциала населения страны, но и его интенсивное воспроизведство, в том числе за счет повышения экономической привлекательности и качества образования, развитию самозанятости и инновационной активности граждан;
‒ политика занятости населения должна реализовываться в тесной увязке с антициклической и демографической политикой и способствовать формированию оптимальной для экономики структуры рабочей силы.
Таким образом, макроэкономические преобразования в экономике России являются важнейшим инструментом преодоления кризисных явлений. Ряд макроэкономических установок, сохранившихся с 1990- х годов, например политика высокой учетной ставки, нуждаются в существенном пересмотре. В то же время другие, связанные с модернизацией системы экономических отношений в 2000 — х годах нуждаются в более интенсивном применении. Отдельного внимания при модернизации системы применения макроэкономических инструментов заслуживает позитивный отраслевой опыт преодоления последствий экономического спада в условиях санкций. При основной целью макроэкономических преобразований авторы считают обеспечение финансовой автономности национальной экономики от не дружественно настроенных стран запада и их финансовых рынков, а также увеличение доли самообеспечения России товарами с высокой добавочной стоимостью.
Литература:
- Перевышина Е. А., Перевышин Ю. Н. Оценка действенности кредитного канала в российской экономике // Журнал Новой экономической ассоциации, N.4 (28), с. 96–110
- Яковлева Е.А, Козловская Э. А. Импортозамещение как форма эффективной экономической политики Правительства России // Вестник финансового университета. — № 2. — 2016. — С. 62–68
- Миндели Л. Э., Остапюк С. Ф. Приоритеты науки: процедура выбора // Журнал экономической теории. — 2016. № 2. — С. 7–20
- Огнивцов С. Б. Макроэкономические проблемы современной России // Экономические науки (экономика и управление народным хозяйством). 2016. — № 10 (131). — С. 47–53
- Шарова Е. А. Взаимные проблемы стран БРИКС на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. — 2016. — № 2. — С. 150–174
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Минэкономразвития РФ, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/fb93efc7-d9ad-4f63–8d51-f0958ae58d3e/1.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=fb93efc7-d9ad-4f63–8d51-f0958ae58d3e, дата обращения 03.09.2016
- Карсунцева О. В. Российское машиностроение: курс на импортозамещение // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. — 1. С. 48–61
- Миронова Н. А., Шурухина Л. Н. К вопросу об инвестициях // Человек. Общество. Инклюзия — 2015. — 2(22). — С. 115–123
- Ильяшенко В. В. Взаимосвязь инфляции и безработицы: теоретические аспекты и особенности проявления в экономике России // Известия УрГЭУ. — 2016. — № 2(64). — С. 5–11
- Влияние денежно-кредитной политики на инвестиционный климат в России // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 1. — С.38–43