В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми, а также на необходимость социальной помощи, детям — жертвам насилия.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие, семья, социальная помощь, социальная работа.
В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей, а именно применение к ним жестокого обращения и насилия, что связано с кризисом, который переживает институт семьи. Воспитательный потенциал семьи резко снижен, семейные ценности девальвированы, забота о благополучном развитии детей уходит на второй план. Обозначенные негативные перемены активизировались в 90-х гг. 20 века, характеризующихся социально-экономическими потрясениями, когда население вынуждено сконцентрировалось на материальном аспекте жизни, на элементарном физическом выживании, что в свою очередь, нанесло серьезный удар по традиционным семейным ценностям. Родители, переживающие мощнейший стресс, часто «срывались» на своих детях, как результат нормой становится применение силы по отношению к ребёнку, что оказывает негативное влияние не только на развитие его личности, но и предопределяет жизнь будущих поколений. В большинстве случаев, ребёнок к которому применялось насилие, вырастая, создаёт собственную семью, в которой воспроизводит жестокие методы воспитания аналогичные тем, что ранее применялись к нему. Из этого можно сделать вывод, что в основе жестокого обращения лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
Насилие — это жестокое обращение одного человека в отношении другого, в том числе состоящего с ним в родственных отношения, то есть к членам семьи [1].
Существует множество теорий, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребёнком определяется совокупностью факторов и не может быть объяснено одной причиной.
Цымбал Е. И. приводит следующие факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми:
- Поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию. Родители, применяющие насильственные действия, в отношении своих детей, часто, ранее уже привлекались к уголовной ответственности за другие правонарушения, в большинстве случает насильственного характера.
- Наличие факторов риска у ребенка. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, часто имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности, что служит причиной неспособности к нормальной адаптации ребёнка в социальной среде и выступает раздражителем для родителей, подталкивая их к применению жестокости в отношении детей.
- Трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей. Семьи с проблемами низкого дохода и постоянной нехваткой денег часто подвержены стрессу, в связи с чем у родителей возникает чувство неполноценности, что и влечёт за собой жестокое обращение с детьми.
- Периоды бурных социально-экономических изменений в стране: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к психологической неустойчивости, неудовлетворенности родителей и далее — к жестокому обращению с детьми [4].
Перечисленные выше факторы вызывают у родителей повышенную тревожность, психологические расстройства, что, нарушает формирование привязанности к ребёнку, а в конечном итоге приводит к жестокому обращению.
Насилие к детям может проявляться в следующих формах: физическое; психическое; сексуальное; экономическое.
Под физическим насилием понимается преднамеренное нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, что может привести к нарушению здоровья и даже к смерти. Данный вид насилия чаще осуществляется к незапланированным детям, к детям с нарушениями в поведении и имеющим недостатки во внешности.
Психическое насилие связано с регулярными оскорблениями, угрозами, унижениями ребёнка, формируя у жертвы черты патологического характера или тормозящие развитие личности. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют низкое развитие социальных навыков, замкнуты, капризны, переживают депрессивные состояния.
Под сексуальным насилием понимается вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают и не могут дать информационное согласие, что нарушает социальные нормы. Сексуальное насилие в отношение детей, чаще всего совершают родители сами пережившие в детстве сексуальное злоупотребление со стороны взрослых и родители, имеющие психические отклонения.
Экономическое насилие проявляется в виде лишения денег ранее данных или обещанных на необходимые нужды. Также этот вид может выражаться в форме жестокого контроля за тратой денег. Данный вид насилия возникает в неблагополучных и многодетных семьях, а также если родители недовольны поведение своего ребёнка.
Опыт насилия, приобретенный в ходе воспитания, для ребенка имеет ближайшие и отдаленные последствия для него. Ближайшие последствия проявляются в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия в виде нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, социальном поведении.
Физические последствия — изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка: нарушения физического, речевого развития; нарушения нервной системы ребёнка, а также развития у него психосоматических заболеваний.
Когнитивные последствия — изменения в познавательной сфере: ухудшения памяти, трудности концентрации внимания, снижение успеваемости, формирование негативных представлений о себе и окружающем мире.
Эмоциональные последствия — это негативные изменения в эмоциональной сфере: взрывные реакции, повешенная тревожность, страхи; снижение самооценки; проявление агрессии к другим; пассивность.
Поведенческие последствия — это негативные изменения в поведении ребёнка: проблемы с учёбой; побеги из дома; суицидальные попытки; занятие проституцией; алкоголизм.
Социальные последствия — изменения в способностях ребёнка строить социальные отношения: сложности создания отношений и сложности в общении из-за агрессивного поведения.
В связи с этим актуализируется потребность в предоставлении квалифицированной помощи специалистом социальной сферы детям ставшими жертвами домашнего насилия. Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.
Помощь жертвам домашнего насилия должна носить комплексный характер и требует привлечения специалистов медико-психолого-педагогических служб для наиболее эффективного разрешения проблемы.
Оказывая помощь детям, жертвам жестокого обращения, социальный работник решает ряд задач: экстренная помощь по спасению их жизни и здоровья; поддержание социального функционирования семьи и социальное развитие членов семьи [3].
Наиболее важным направлением деятельности социального работника при оказании помощи ребёнку, как жертве домашнего насилия, является защита от жестокого обращения в семье. Особенность такого вида деятельности, заключается в сложности установления факта насилия, так как ребенок не всегда в полном объеме осознает, что происходит, запуган и не может рассказать о том, что с ним случилось. Для оказания помощи ребенку, социальному работнику необходимо знать признаки, характеризующие жестокое обращения с детьми. Непосредственными признаками домашнего насилия являются следы побоев. Косвенными признаками домашнего насилия могут выступать забитость и замкнутость ребенка при взаимодействии с окружающими.
Данные признаки должны рассматриваться социальным работником в их совокупности. Наличие нескольких прямых и косвенных признаков являются достаточным основанием для более глубокого изучения внутрисемейной ситуации. К этому процессу могут привлекаться специалисты из других сфер: врачи, психологи, сотрудники органов внутренних дел. Комплексное обследование семьи должно помочь в установлении объективной картины и предотвратить последующие попытки применения домашнего насилия. В случае необходимости, если существует угроза здоровью и жизни ребенка, он может быть изъят из семьи и помещен в специализированное учреждение. Применение насильственных действий по отношению к ребенку со стороны родителей может стать основанием для лишения родительских прав и возбуждения уголовного дела [3].
В ряде случаев оказания экстренной социальной помощи направленно не только на ребенка, но и на мать. Оказание помощи по спасению жертв домашнего насилия включает в себя: пресечение фактов насилия, психологическую, юридическую, информационную, социальную и педагогическую поддержку пострадавших членов семьи. Следует отметить, что оказание экстренной помощи жертвам домашнего насилия, не решает в полной мере всех проблем семьи. В связи с этим, после оказания экстренной помощи целесообразно перейти к деятельности по стабилизации состояния семьи, восстановлению ее функциональной целостности, и гармонизации отношений между всеми членами.
Важно учитывать особенности ситуации внутри семьи, выявленные в ходе обследования. При работе с семьями, где один из членов семьи применяет насильственные действия к другому, важно установить социально-психологические причины данной проблемы. Анализ причин важен в связи с тем, что именно они определяют конфликтную ситуацию в семье. После диагностики причин проявления жестокости, составляется программа работы с данным членом семьи и его окружением. В данную программу входит лечение от проявления необоснованных приступов агрессии, консультации, психотерапия, психокоррекция. Кроме того, важно выявить личностные особенности супругов, их установки по отношению к семье. Как правило, именно социально-психологические факторы обуславливают появление конфликтных ситуаций в семье, а социально-экономические причины способствуют возникновению условий, когда она может проявиться. Несовпадение взглядов супругов на ролевое поведение в браке, выполнение хозяйственно-бытовых функций, воспитание детей могут стать поводом к конфликту и проявлению насилия. В этой ситуации целесообразно привлечение специалистов психологического профиля для осуществления семейной терапии. Она включает в себя достижение компромисса между супругами в культурно-смысловой сфере, помощь в преодолении негативных социальных стереотипов, тренинг навыков бесконфликтного общения.
Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом насилия многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.
Литература:
1.Золотарёва Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия. // Ученые записки Российского социального университета. — 2009, № 11. — С. 272–276
2.Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015, № 5(158). — С.239–24
3.Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: Павленок П. Д. Руднева М. Я. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 272 с.
4.Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) — М: РБФ НАН, 2010. — 286 с.